Церковь архангела гавриила. Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова: описание, история, архитектор и интересные факты Где находится храм - как добраться

Первые упоминания о деревянной церкви в честь Архангела Гавриила в Москве (ныне - Меншикова башня) относятся к 1551 году. Перестроили ее в камне к 1657 году, а через 22 года (в 1679) году заметно расширили.

В конце семнадцатого столетия сподвижник царя Петра I Александр Меньшиков приобретает в этом районе усадьбу, расположенную на Мясницкой улице на месте нынешнего Главпочтамта .

Близкое расположение Храма архангела Гавриила к подворью именитого соседа способствовало тому, что Александр Меншиков стал прихожанином этой церкви.

В 1701 году он выделяет деньги на ремонт культового сооружения, но уже в 1704 году отдает приказ о его полном сносе.

Фото 1. Меншикова башня на старой фотографии

Храм архангела Гавриила в Москве - новая постройка

Возведение нового Храма архангела Гавриила (Меньшиковой башни) поручено Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини. Правда, последнего через полгода отправили в Санкт-Петербург.

В 1706 году Александр Меньшиков передает в дар храму икону Полоцкой Божьей Матери. Князь привез Образ из под Калища, с места своей победоносной битвы. Согласно легенде, этот Образ Божьей Матери принадлежал кисти известного евангелиста Луки.


Фото 2. Шпиль храма архангела Гавриила в Москве

Пережила икона и большой пожар 1723 года, и переезд в Петербург в 1726 в новую домовую церковь Меньшикова на Васильевском острове, но бесследно пропала в 1727 году после отставки князя.

К 1707 году Храм (Меншикова башня) был структурно завершен. Высота здания со шпилем составила 81 метр, что превышало высоту колокольни Ивана Великого в Кремле на три метра. Это вызвало недовольство у коренных москвичей и так не особенно любивших Александра Даниловича.

В 1708 году для башни были приобретены часовой механизм и 50 колоколов (куранты отбивали каждые четверть часа, полчаса и час, а в полдень звучала мелодия из всех колоколов). Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела, а стены храма украшала искусно выполненная декоративная лепнина, утраченная в течении XVIII века.


Фото 3. Богатое убранство церкви архангела Гавриила

После отъезда Меньшикова в Петербург финансирование Храма (Меньшиковой башни) прекратилось. Он начал быстро ветшать. Иван Зарудный предупреждал князя о возможных последствиях разрухи, но Александр Данилович уже потерял интерес к своему детищу.

В 1723 году в Храме Архангела Гавриила случился великий пожар.

14 июня, в день отпевания священника, скончавшегося накануне во время вечерней молитвы в стенах Храма, набежала гроза и молния ударила прямо в крест. Загорелся сначала купол сооружения. Затем огонь охватил деревянную ферму, из-за чего начали сыпаться прикрепленные там купола и ломать своды церкви. Много народа, пытавшегося вынести из охваченного огнем здания различные ценности, погибло в этой стихии.

Денег на восстановление не выделяли и Храм (Меньшикова башня) простоял в разрушенном состоянии вплоть до 1773 года.


Фото 4. Лепнина на входом в культовое сооружение

Именно в этом году восстановлением культового сооружения занялся Гавриил Измайлов, состоявший в масонской ложе Педагогической семинарии, т.н. мартинистов.

Исходя из этого, храм приобрел особые черты и нынешний вид: купол оформили в виде винтообразной свечи, верхний восьмиугольник заменили куполом в стиле барокко, скульптуры по углам нижнего восьмиугольника заменили на вазы.

Кроме этого, наружные и внутренние стены Храма украсили масонскими надписями, символами и эмблемами, которые демонтировали лишь в 1852 году по наставлению митрополита Филарета.


Фото 5. Памятная доска на Меньшиковой башне.

В 1792 году в здании усадьбы Александра Меньшикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меньшикову башню. Вплоть до конца девятнадцатого столетия церковь считалась ведомственной и называлась Храмом архангела Гавриила при Почтамте. Лишь из-за нехватки денег у почтового ведомства на содержание церкви, она стала приходской.

Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия, во времена Советской Власти.

В 1945 году, на Поместном Соборе Русской православной церкви, было решено восстановить Антиохское подворье. Связано это было с приездом на Собор Александра III, его величества Патриарха Антиохского. Открытие подворья при Храме Архангела Гавриила прошло 17 июля 1948 года.

Святынями храма считаются иконы Богоматери Благодатное Небо и Архангела Гавриила, обрамленной серебряной ризой.

Меншикова башня (Храм Архангела Гавриила) расположена по адресу: Москва, Архангельский переулок, 15А (метро «Чистые пруды»).

Всего 16 фото

Первые упоминания о храме, освященном в честь Архангела Гавриила, встречаются в летописях с 1551 года. Местом его расположения была Мясницкая слобода, отсюда и название - церковь Архангела Гавриила в Мясниках. Но было и другое московское географическое определение, привязывавшее храм к месту расположения - храм Гавриила Великого у Поганых Прудов. До 1639 года церковь заботами настоятелей храма и благодаря многочисленным пожертвованиям зажиточных мирян была выстроена из камня, расширена и отремонтирована. Позднее название слободы сменилось, и места стали называться Гаврииловской слободой, по имени храма.

Предлогом для нового строительства послужило то, что Меншиков в 1704 году из очередной военной экспедиции привез купленную в Полоцке старинную икону Пресвятой Богородицы, приписываемую, по преданию, самому апостолу Луке (это подтверждала греческая надпись на образе). Естественно, для такой святыни потребовался храм, достойный ее. А потому ровно через год после ремонта Гаврииловскую церковь разрушили до основания и на ее фундаменте стали возводить новую. Возведение нового Храма Архангела Гавриила (Меншиковой башни) было поручено Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини.

02 Схема башни


Фото отсюда

Грандиозное сооружение возводилось в подлинно петровских темпах; стройка была начата в 1704 году, и уже в 1707 году завершена. Архитектор Зарудный спроектировал и построил храм по древнему типу "иже под колоколы", когда церковь и колокольня объединены в одном объёме - над храмом взмывалась ввысь колокольня из шести ступеней, увенчанная тридцатиметровым шпилем. Два верхних яруса выстроили из дерева, на предпоследнем повесили пятьдесят звонких, с чистым звуком колоколов. Желая произвести фурор, Меншиков выписал из-за границы большие часы. Их установили пониже колоколов.

Храм вышел дивным, таким, какого в Москве еще не бывало. Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меншикова». Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту колокольни Ивана Великого. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меншикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль. Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела.

В Москве существовал запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. В Петровскую эпоху этот запрет нарушил Меншиков. Ясно, что о самовольстве Меншикова говорить не приходится, а то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта. Башня Меншикова располагалась между Кремлем и Немецкой слободой на Яузе. В Немецкой слободе жили многие близкие друзья царя, его помощники и соратники. У этих иностранцев было немало недругов — прежде всего среди тех служилых людей, которым не нравились новые порядки и которым грозила потеря постов и положения в обществе. Правительство не могло не считаться с тем, что при случае бунтовщики могли поднять против Немецкой слободы московский люд. Если бы толпа пришла громить Немецкую слободу, необходимо было бы как можно быстрее сообщить об этом в Кремль, чтобы получить помощь. «Башня Меншикова» и должна была послужить передаточным звеном для сигналов из Немецкой слободы. Получал ли Кремль тревожные сигналы, неизвестно, но в народе (как пишут московские краеведы) ходили упорные слухи, что башня построена для сообщений между Кремлем и Кукуем. При этом полагают, что для дублирования важных сигналов была создана служба гонцов. Видимо, неслучайно уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт: здесь уже давно существовали условия для организации почты.

Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви- букеты, вазы, фрукты. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе петровского барокко, которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже. Никто, кроме Зарудного, не мог в то время создать храм, одновременно принадлежащий двум эпохам: с одной стороны, целиком выдержанный в древнерусских традициях, с другой — уже насыщенный духом петровских нововведений. Никогда ранее на стенах московских церквей не было такого обилия скульптурных элементов; особенно обаятельны многочисленные херувимчики, в дальнейшем ставшие неотъемлемым элементом русского барокко.Кроме того, внутри, на хорах, Зарудный поместил четыре фигуры кариатид с обнаженными плечами.

03

04

В целом облик церкви Архангела Гавриила не столько традиционно духовный, сколько светский. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) так и не была отделана до конца.На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.

Вершиной архитектуры петровского времени, без всякого сомнения, является Петропавловский собор в Санкт-Петербурге со знаменитым шпилем, который венчает парящий ангел. Однако первая попытка создать нечто подобное была предпринята в Москве. Это, конечно, Меншикова башня. Совершенно справедливы слова выдающегося художника и искусствоведа И.Э. Грабаря: «Русская архитектура XVIII века, история которой излагается с основания Петербурга, на самом деле зародилась в своих существенных чертах не на берегах Невы, а в Москве». В качестве одного из доказательств своей правоты он приводит именно тот факт, что Петропавловский собор строился по образцу грандиозного сооружения, уже украсившего старую столицу. Следует отметить, что главным архитектором Петропавловского собора в Петербурге был Доменико Трезини, который в свое время вместе с Иваном Зарудным возводил Храм Архангела Гавриила в Москве.

05 Петербург. Колокольня Петропавлвского собора, современное фото. Москва. Церковь Архангела Михаила, первоначальный облик. Реконструкция К.К. Лопяло

В 1723 году в храме случился пожар, прямо в шпиль ударила молния. Пламя вспыхнуло быстро и распространялось от верхних деревянных ярусов. Подгоревшие дубовые крепления обрушились и упали внутрь строения. Икона Пресвятой Богородицы пережила пожар. В 1726 году ее перевезли в Петербург, в домовую церковь Меншикова на Васильевском острове, но в 1727 году князь был сослан, а икона пропала…

По смерти Петра I светлейший князь Меншиков впал в немилость. Его отправили в ссылку, Меншикова башня в Москве пришла в полное запустение.

Через пятьдесят лет в 1773 г. Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа, решил отреставрировать церковь. Полностью облик церкви восстанавливать не стали. Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меншикова венчалась высокой золоченой шишкой.

06

По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену.
Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.Сбить неподобающие православию символы со стен церкви приказал митрополит Филарет в 1852 году.
В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меншикову башню. Храм отстроили за счет денег почтового ведомства и заново освятили. Церковь попала под попечительство московской почты с 1821 года, и тогда же стал называться церковью Архангела Гавриила при Почтамте.

07 Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), 1881

08

И сейчас здание Московского почтамта расположено практически на месте бывшего дворца Александра Меньшикова.

В оформлении храма применена сюжетная скульптура: над южным входом изображен Архангел Гавриил, над северным - Архангел Михаил, над главным западным входом - композиция «Вознесение Господне».

09 Южный вход. Изображение Архангела Гавриила

10 Главный западный вход. Композиция «Вознесение Господне».

11 Северный вход. Изображение Архангела Михаила

Стены украшены белокаменным скульптурным декором. Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре).


12

13

14

15

16

Церковь Архангела Гавриила на Чистых Прудах - уникальный памятник архитектуры, один из первых образцов русского барокко

Источники

М.И. Вострышев, С.Ю.Шокарев Москва православная Все храмы и часовни Московские энциклопедии. Москва: Алгоритм, 2012
tonchu.org МЕНШИКОВА БАШНЯ -В.И.Новиков
fb.ru Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова
www.kulichki.com "Заневский летописец". Башни и шпили
progulkipomoskve.ru Меншикова башня - Церковь архангела Гавриила в Москве
www.bibliotekar.ru Башни и колокольни не причуда архитекторов - Леонид Шейнин
kannelura.info Церковь Михаила Архангела — «Меншикова башня» в Москве/Чертежи архитектурных памятников

СТРАННОЕ СОБЫТИЕ: 1723 год. 13 июня священник церкви Архангела Гавриила (Меншиковой башни), отслужив вечерню, присел на паперть и упал мертвым. На следующий день, когда его тело понесли в храм на отпевание, прямо над церковью нависла небольшая туча. Трижды прогремел гром, и с последним его ударом молния попала в крест и зажгла купол.

ПОЖАР: Пожар в Меншиковой башне (её иногда пишут как Меньшикову башню) продолжался два часа - его не могли залить из-за очень большой высоты башни. Когда вспыхнула дубовая ферма, то висевшие на ней колокола стали обрываться, проламывая при падении церковные своды. Верх башни целиком сгорел, а на землю рухнули все 50 колоколов, подавив людей, спасавших от огня церковные реликвии.

ИСТОРИЯ БАШНИ: До начала XVIII века на этом месте стояла деревянная церковь Архангела Гавриила. Впервые она упоминается в 1551 году. Александр Данилович Меншиков в 1699 году купил городскую усадьбу, выходившим на Мясницкую улицу. Князь Меншиков стал прихожанином старинного храма Архангела Гавриила, стоявшего на границе его земель. В 1704 году Александр Данилович велел его сломать и построить на том же месте современную церковь. Кроме того, он приказал очистить Поганые пруды, после чего водоем стал называться Чистыми прудами. Строили три года. Архитектор Зарудный.

УНИКАЛЬНОСТЬ БАШНИ: Меньшикова башня превосходила по высоте колокольню Ивана Великого на целых три метра. Принято считать, что Меншиков, которого москвичи не любили за его «худородство», решил таким образом уязвить горожан. Ведь «Иван Великий» долгие годы считался своеобразным символом Москвы, ее красой и гордостью. Изначально башня завершалась высоким шпилем, увенчанным флюгером в виде фигуры парящего ангела с крестом в руке. Три верхних яруса были сквозными, там висели 50 колоколов. В 1708 году на башне поставили часы с курантами, купленные в Лондоне за огромные деньги. Куранты отбивали час, полчаса и четверть часа, а в полдень начинали звонить все пятьдесят башенных колоколов.

ЛЕГЕНДАРНАЯ ИКОНА: В 1706 году войска под командованием Меньшикова одержали победу над шведами под Калишем. Из этого похода он привез в Москву драгоценную икону - образ Полоцкой Божией Матери, написанный, согласно легенде, самим евангелистом Лукой и ставший украшением иконостаса церкви Архангела Гавриила. Икона во время пожара не пострадала, ее успели вынести. В 1726 году тяжело заболевший Меншиков потребовал привезти икону в Петербург. Некоторое время она находилась там, в его домовой церкви на Васильевском острове. Но после того, как в 1727 году Меншикова отправили в ссылку, древняя икона исчезла.

ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА ГИБЕЛИ: Меншикову недолго жил во дворце на Мясницкой. Он был назначен губернатором Петербурга. Меншикова башня начала ветшать. Часы с курантами остановились. В 1721 году архитектор Зарудный написал князю тревожное письмо: «Кровля протекает, иконостас недоделан и народ ропщет, что церковь стоит в таком запустении. Шпиль, глава и все деревянное строение, где стоят часы, от сырости и гнили угрожают падением». А в 1723 случился тот пожар.

МАСОНЫ: После пожара 1723 года церковь долгое время стояла разрушенной. В 1787 году церковь восстановил Гавриил Измайлов. Храм получился на один ярус ниже, без колоколов и знаменитого шпиля. Тогда появился винтообразный купол, напоминающий горящую свечу. Гавриил Измайлов принадлежал к ложе масонов, именовавших себя мартинистами. Для организованной масонами Педагогической семинарии Измайлов и восстановил церковь Архангела Гавриила, украсив ее снаружи и внутри масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями. Когда московских масонов уличили в тайной связи с враждебным России прусским двором, многие масоны были арестованы. Однако тайные знаки, украшавшие стены Меншиковой башни, просуществовали еще несколько десятилетий. Лишь в 1852 году митрополит Филарет повелел их уничтожить, как чуждые православию. А во дворце Меншикова в 1792 году разместили Московский почтамт. Ныне его здание на Мясницкой улице стоит как раз на месте бывшего дворца Меншикова. В 1821 году к почтовому ведомству была причислена и Меншикова башня, которая стала именоваться церковью Архангела Гавриила при Почтамте.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Ст. метро «Чистые пруды».

Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена.

По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д. Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами усадьбу. Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе, пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке принимали участие известные архитекторы Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.


По своему типу Меншикова башня — традиционный в древнерусском зодчестве столпообразный храм. Состоит из «четверика» и последовательно уменьшающихся кверху, поставленных один на другой «восьмериков», и увенчанный высоким тонким шпилем с фигурой ангела и крестом на высоте 84 м. По замыслу Меншикова, он должен был превышать на несколько метров «Ивана Великого» в Московском Кремле (храм-колокольню Иоанна Лествичника).

На башне были часы с курантами, специально купленные Меншиковым в Англии. Первоначально это сооружение было построено по древнему типу «иже под колоколы», когда церковь и колокольня объединены в одном объёме. Задумывая постройку, Зарудный увенчал её высоким деревянным шпилем. Но в 1723 г. в башню ударила молния и сожгла шпиль, колокола рухнули, пробив своды. Много десятилетий стояла церковь в руинах. Отреставрирован храм был только в 1773-1779 гг. масоном Г.З. Измайловым и с 1773 г. использовался для масонских собраний. При достройке башни верхний деревянный ярус не был возобновлен, высота церкви уменьшилась. Оставшиеся два восьмиугольных яруса в 1773 г. были завершены шаровидной главой и шпилем. Белокаменные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых, стоявшие по углам нижнего восьмигранного яруса, были заменены вазами. В 1863 г. здание было восстановлено как храм и по благословению Филарета, митрополита Московского, со стен были счищены многочисленные масонские символы и изречения. Представить как выглядела колокольня первоначально, можно, вспомнив внешний вид колокольни Петропавловского собора Санкт-Петербурга, т.к. Меньшикова башня является ее прототипом.

Пышный скульптурный декор внутри храма в основном XVIII в., главным образом в притворе и на хорах (статуи, поддерживающие свод), где был устроен верхний храм. Плафон алтарной части увит скульптурными гирляндами плодов и цветов с 4 фигурками ангелов, стоящих на консолях в углах свода. Сохранилась живопись 1770-1780 гг. Первоначальный иконостас не сохранился, после сноса в 1968 г. храма Преображения у Преображенской заставы сюда был перенесен его иконостас. Престолы: Собора Архангела Гавриила и вмч. Феодора Стратилата.

В период с 1923 по 1947 гг. храм был закрыт. В 1947 г. здесь разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.