Город мадаба. Смерти нет, Любовь побеждает смерть. Церковь Св. Иоанна Крестителя

Мадаба (араб. مادبا‎) — город в Иордании, примерно в 35 км южнее Аммана. Население 70 000. Основанный моавитянами город несколько раз упоминается в Библии (Чис. 21:30, Нав. 13:9). В первом веке до нашей эры город попал под правление Набатейского царства. Со 106 года Мадаба стала частью римской провинции Аравия Петрейская. В 746 году город был разрушен землетрясением. Только в 1880 году христиане расчистили развалины и восстановили город.

В самой Мадабе и в её окрестностях раскопаны несколько древнеримских вилл (например, так называемый «Зал Ахилла», в южном квартале города) и раннехристианских церквей VI века с уникальными мозаиками, в их числе в церкви Святого Георгия древнейшая мозаичная карта Святой земли, так называемая Карта из Мадабы. Это по сообщению Вики, а про карту уже смотрите под катом.



подъезжаем к православному храму



церковь св. Георгия


церковная школа


изображение Иерусалима на мозаике Мадабы - хрестоматийное, но не менее чудесное, особенно "живьем". Видна главная улица римского и византийского Иерусалима - Кардо. В центра города Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова). Справа Кардо замыкает огромная церковь Богородицы, та, что называлась Неа Теотокос. Церковь это как и храм Св. Софии в КПле была построеная св. императором Юстинианом, разрушена землетрясением и прочими потрясениями в 7 веке. Фундаменты и фрагменты стен ее обнаружены при раскопках в 70-80-е годы 20-го века. Сейчас на месте этого храма большая автостоянка еврейского квартала и частично постройки армянского и еврейского кварталос. Кстати там один из домов принадлежит и Иерусалимской Патриархии.

Ссылка на репродукцию полной карты Мадабы с некоторыми пояснениями (такая карта продается в храме в Мадабе):
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8f/Madaba_Map_reproduction.jpg?uselang=ru

О МОЗАИКЕ (Собственноручный перевод статьи из Английской Википедии, в русской всего две строчки о ней):

Мадабская Мозаичная карта - это часть пола в Византийской церкви Святого Георгия в Мадабе, Иордания. Карта Мадабы - это карта Ближнего Востока. Часть ее содержит самый старый из сохранившихся оригинальных картографических изображений Святой Земли и особенно Иерусалима. Датируется 6-м веком нашей эры

На мозаичной карте изображается Иерусалим с церковью Неа Теотокос (Новая Церковь Богородицы) которая была освящена 20 ноября 542. Здания, возведенные в Иерусалиме после 570 года, отсутствуют в изображении, что ограничивает диапазон дат его создания периодом от 542 до 570.

Мозаика была сделана неизвестными художниками, наверное, для христианской общины Мадаба, где находилась резиденция епископа в то время. В 614 году Мадаба была захвачена Персидской империей. В 8 веке нашей эры во время Омейядов с мозаики были сняты некоторые элементы, изображающие людей. В 746 году Мадаба была в значительной степени разрушена землетрясением и впоследствии покинута. Мозаика была обнаружена в 1884 году, во время строительства новой греческой православной церкви на месте ее древней предшественницы.

В последующие десятилетия большая часть мозаичной карты пострадала от пожаров, деятельности в новой церкви и от воздействия влаги. В 1964 - 1965 годах при помощи Фонда Фольксваген археологи Хайнц Ципперс и Герберт Доннер провели реставрацию и консервацию оставшихся частей мозаики.

Мозаика находится в церкви Святого Георгия в Мадабе. Она не ориентирована на север, как современные карты, но с восточной стороны к алтарю таким образом, что положение места на карте совпадает с реальным направлением на Иерусалим. Первоначальный размер мозаики 21 по 7 м, и состояла мозаика из более чем двух миллионов мозаичных элементов. Настоящие размеры остатков древней мозаики 16 на 5 метров.

На карте мы можем увидеть территорию от Ливана на севере до Дельты Нила на юге и от Средиземного моря на Западе до Восточной пустыни. Среди других особенностей, она показывает Мертвое море с двумя рыбацкими лодками (так написано в английской вики, думаю даже древним не приходило в голову ловить что-то в Мертвом море), множество мостов, соединяющих берега Иордана, рыба плавает в реке; Охота на газелей в Моавитской пустыне. Кольцо пальм вокруг Иерихона, Вифлеем и другие библейские и христианские святые места. Карта, возможно, частично служила для облегчения ориентации паломников в Святой Земле. Все блоки имеют маркировку с пояснениями на греческом. Сочетание складывающейся перспективы и аэрофотоснимок изображает около 150 городов и деревень, все они помечены.

Самым крупным и детализированным элементом топографического изображения является Иерусалим, расположенный в центре карты. Мозаика явно показывает ряд существенных структур в Старом городе Иерусалима: Дамасские ворота, Львиные ворота, Золотые ворота, ворота Сиона, храм Гроба Господня, Новый храм Пресвятой Богородицы, Башню Давида и Кардо Максимус. Узнаваемое изображение городской топографии делает мозаику ключевым источником на византийском Иерусалиме. Также уникальными являются детальные описания городов, таких как Неаполь (Наблус), Аскалон, Газа, все они достаточно детализированы.

Мозаичная карта Мадабы является старейшей известной географической напольной мозаикой в истории искусства. Она помогает в локализации и проверке библейских мест. Изучение карты играли важную роль в практической археологии - в 1967 году раскопки в еврейском квартале Иерусалима открыли Новую Церковь Богородицы и Кардо Максимус в местах обозначенных на карте Мадабы

В феврале 2010 года раскопки еще раз подтвердили свою точность обнаружением дороги, изображенной на карте, которая проходит через центр Иерусалима. Согласно карте, главный вход в город был через большие ворота, открывающиеся в широкую центральную улицу. До сих пор археологи не могли раскопать это место из-за интенсивного движения. В результате работ недалеко от Яффских ворот, были обнаружены большие булыжники на глубине 4 метра под землей, что и доказало, что такая дорога существует.


Смешение разных стилей, церковь 19-го века. Обновлена была в конце 19-го века Иерусалимском Патриархом Герасимом, который кстати освящал по просьбе отца Антонина Капустина наш храм в Яффо в 1894 году. Герасим был сложной личностью, у него были непростые взаимоотношения паствой, но он успел побывать и на Антиохийском и на Иерусалимском Патриарших престолах. А прожил всего 57 лет.


фото в свое время я перефотографировал в галерее Иерусалимских Патриархов в трапезной монастыря св. Герасима Иорданского

Биография Патр. Герасима (по Вики) :

Патриа́рх Гера́сим II (греч. Πατριάρχης Γεράσιμος; в миру Константи́нос Протопапа́с; 1839/1841, деревня Астраc, Пелопоннес — 9 февраля 1897, Иерусалим) — епископ Иерусалимской и Антиохийской православных церквей, Патриарх града Иерусалима и всея Палестины (1891—1897), Патриарх Антиохийский и всего Востока (1885—1891) - кстати на картинах он обозначается как Герасим Первый, в Википедии как Второй

Был племянником архиепископа Лиддского Герасима. По обычаю Святогробского братства, в детском возрасте был вызван им в Палестину для приготовления к духовной карьере. Обучался в Богословской школе монастыря Святого Креста в Иерусалиме и на математическом факультете Афинского университета.

По возвращении в Палестину в 1866 году преподавал в Школе святого Креста.

Приблизительно в 1870 году принял монашеский постриг с именем Герасим и был возведён в сан архимандрита.

После 1873 года, когда школа прекратила деятельность, архимандрит Герасим занимал различные посты в аппарате Иерусалимской Патриархии.

В 1877 году рукоположён во епископа с возведением в сан титулярного митрополита Филадельфийского (по названию Филадельфии Аравийской, ныне Амман).

От имени Иерусалимского Патриархата участвовал в работе Берлинского конгресса 1878—1879 годов, добиваясь возвращения святогробских имений, конфискованных в 1863 году в Румынии.

Впоследствии пребывал в Стамбуле в должности представителя Иерусалимской Патриархии.

Во время борьбы за замещение Иерусалимского престола в 1882—1883 году выдвигался кандидатом на Патриаршество, активно выступал против кандидатуры Никодима, считавшегося сторонником России. Никодим после избрания в патриарха поторопился убрать митрополита Герасима из Стамбула и в 1884 году отозвал в Палестину, назначив митрополитом Скифопольского.

При поддержке Никодима, видевшего в митрополите Герасиме главного соперника и стремившегося удалить его из Палестины, 30 мая 1885 году был избран Антиохийским Патриархом, несмотря на сопротивление части арабского клира.

Пребывание Патиарха Герасима на посту Антиохийского патриарха сопровождалось смутами и нестроениями во многих епархиях. Нарастало противостояние арабского клира и паствы с высшей греческой иерархией, которое вылилось в 1890-е годы в открытый конфликт.

Чувствуя нестабильность своего положения, Герасим охотно согласился на занятие Иерусалимского престола, освободившегося после отставки Патриарха Никодима. 28 февраля 1891 года он был официально избран Иерусалимским патриархом.

В годы управления Иерусалимской Церковью возродил семинарию Крестного монастыря, возобновил богослужения в нескольких древних храмах, важным делом для него было благоустройство Святогробского братства в материальном отношении, а также водворение здесь внутреннего мира и порядка.

Предпринял усилия, чтобы восстановить церковь в общине Мадаба, в которой была найдена мозаичная карту на полу старинного храма (ныне Церковь Святого Георгия). Понимая важность этого открытия, Патриарх Герасим принял меры, чтобы археологическая находка была надлежащим образом исследована и сохранена.

Статус святых мест Палестины интересовал патриарха куда больше, чем противодействие католическим и протестантским миссионерам, открывшим множество школ для правослаыных арабов. Будучи сторонником панэллинских идей, Герасим был чужд арабской пастве и подозрительно относился к российскому присутствию на Ближнем Востоке, не допуская открытия школ Императорского палестинского православного общества в центральных областях Патриархата.



преп. Симеон Столпник. К предыдущей записи о столпе.


иконы с упоминанием имени Патриарха Иерусалимского Герасима


в крипте храма находится безыскусная, но чудотворная икона Богородицы Троеручицы, к ней все идут прикладываться


Патраршее место в храме с монограммой опять же Патриарха Герасима


тут в магазинах тоже много поделок из перламутра, вообще много всякого рукоделия

и под конец записи - Мадаба просто, город небогатый, похожий на многие небольшие арабские городки


Семерка!


Куколки - бедуинские юноши и девушки


Продолжение следует!

В окрестностях Мадабы (примерно в семи километрах) на высоте 817 метров над уровнем моря возвышается гора Нево. Это место было описано в Святом Писании и считается, что именно эта гора является местом погребения Моисея. Многие считают, что именно с этой горы Моисей указал народу путь на Землю Обетованную и здесь же нашел свой покой. Еще в конце четвертого века на вершине этой горы появилась первая небольшая церквушка, которая со временем частью большого храмового комплекса. Сейчас этот храм действующий, он поражает туристов своим величием, древними мозаиками раннего христианства, красивыми иконами, резьбой, но при этом храм обслуживают всего три монаха из трех разных стран: Австрии, Сирии и Италии.

Еще одно место, которое не обходят стороной туристы это крепость Мукавир. Это место более известно под названием крепость Ирода Великого. С этим местом связано много легенд, мифов и разных историй, о которых туристам могут рассказать местные гиды. Крепость построена на вершине горы, на высоте около 700 метров над уровнем моря. С этим местом связан и ряд трагических событий, одно из них это казнь пророка Иоанна Крестителя. Кроме этого с вершины горы открывается невероятный вид на Мертвое море и иерусалимские холмы.

Также к достопримечательностям Мадабы можно отнести горячие водопады, расположенные на курорте Хаммамат-Маин. От Мадабы до них можно доехать менее чем за час. Уникальность этих источников заключается в том, что они расположены в красивой долине существенно ниже уровня моря (на 264 метра). Восполняются эти источники благодаря зимним дождям и, спускаясь вниз по горе, нагреваются до 63 градусов. Такое нагревание происходит за счет подземной лавы. Это место известно не только благодаря своей красоте, но и целебным свойствам, причем о положительном воздействии этих водопадов на организм было известно еще во время царя Иудея. Эти источники обогащены многими полезными для человеческого организма веществами (например, кальцием, магнием, натрием, серой). Любители водных процедур могут отдыхать и поправлять свое здоровье в этом месте круглый год.

В нескольких километрах от Мадабы находится городок Ум-эр-Расас, который ранее был известен как Кастрон Мефаа. Он заслуживает внимания по нескольким причинам, но именно он считается самым древним городом на Святой Земле. Также не стоит сказать о том, что город упоминается в Новом и Ветхом Заветах. Город имеют форму правильного треугольника, и в свое время с двух сторон он был защищен монолитными стенами, которые сейчас находятся в полуразрушенном состоянии. Уцелевших зданий в этом древнем городе также практически не осталось, лучше всего сохранилась церковь Святого Стефана, строительство которой датировано 785 году. Эта церковь привлекает туристов в первую очередь благодаря своему мозаичному полу с изображением карты городов региона, некоторые из которых входили в состав Византийской империи. В ходе раскопок были обнаружены находки, которые относятся к византийскому, древнеримскому и раннему мусульманскому периодам.

Обычно экскурсионная программа в Мадабу рассчитана на один день, но если возникнет желание остановиться в городе на более длительный срок, то проблем с этим не будет. На территории города есть несколько десятков отелей разной ценовой категории, которые способны удовлетворить запросы путешественником с разным достатком.

Библейская Медаба (старое название Мадабы) - это один из самых ярких и запоминающихся городов Святой Земли, находится в 30 км от Аммана.

Мадаба и ее окрестности неоднократно упоминаются в Ветхом Завете под именем Медевы и земель Моава. Эта земля связана со многими ветхозаветными событиями: исходом еврейского народа из Египта, смертью Моисея, войной Давида против моавитян. Мадаба оставалась под Моавитами до прихода римских легионеров, а в 63 г. до н.э. этот город был включен в провинцию Сирия. Город процветал как провинциальный центр. Начиная с четвертого века, вплоть до седьмого в византийский период город являлся настоящим духовным центром для многих христианских общин региона, имел своего епископа. Именно эта эпоха принесла городу славу и главные достопримечательности.

На каждом шагу встречаются следы Византийской эпохи,

даже в частных домах (!!!) местных жителей встречаются фрагменты мозаик, которым по 13-14 веков.

Главная достопримечательность города находится в греческой православной церкви Святого Георгия, которая была построена еще во времена императора Юстиниана (560 -565 г.г. н.э.)

Покровитель церкви - Святой Георгий

В этой церкви находится мозаичное покрытие, изображающее карту Иерусалима и других святых мест, по всей площади церкви.

На карте изображены холмы и долины, деревни и города вплоть до дельты Нила.

Она служила как путеводитель по маршрутам Святой земли. На сегодняшний день на карте зафиксировано 157 объектов. Главной частью карты является Святой город Иерусалим, изображение которого совпадает со старой частью сегодняшнего города. Одно из главных изображений на карте - Место крещения на реке Иордан, что напротив Иерихона.До наших дней мозаика, которая была составлена из двух миллионов кусочков цветного камня, а ее полные изначальные размеры составляли 25 х 5 метров, к сожалению, дошла не в полном объеме.

Церковь богато украшена и, вместе с тем, канноннически выверена

Седая пыль веков на ее фресках (в переносном, конечно, смысле - пыль)

В церкви находятся прекрасные мозаичные картины с библейскими сюжетами,


А классические иконы в церкви особенно поразили мое воображение:

Казанская Божья матерь

и Троица (почти как у Андрея Рублева, только маленькая совсем)


Помолчим немного, невольно охваченные удивительной атмосферой этой церкви. Помолимся каждый о своем, поставим свечи...

Археологический музей Мадабы.

Надо сказать - весьма скромненький музей, затерявшийся в узких улочках - типа краеведческого.

Посетителей - никого. Ради нашего прихода туда, любезный смотритель взял ключики и открыл нам для осмотра залы музея.

Украшения и кувшинчики сделаны из серебра


А на фото ниже - коренные обитатели земли иорданской - бедуины

Еще к числу достопримечательностей Мадабы относятся:
Музей фольклора и Археологический парк Мадабы, а также Церковь Апостолов, которая расположена в южной части города. Построена в 578 г. н.э. В этой церкви находится одна из лучших мозаик Иордании. На ней изображен образ женщины выходящей из моря, с морскими хищниками вокруг - мозаика, которая символизирует море.

А наш путь лежал к горе



Он расположен в одном здании с археологическим музеем и состоит из двух залов, в которых размещены аксессуары, золотые и серебряные украшения, мужские и женские наряды, демонстрирующие традиции людей древнего времени. Также в музее хранятся коллекции керамической и серебряной посуды, которые обнаружили при раскопках одной из комнат Ом аль-Валид дворца (Om al Waleed palace).

В Мадабе под руководством Министерства туризма с 1992 года работает единственная на всем Ближнем Востоке школа мозаики. Ученики получают возможность научиться искусству создания и восстановления мозаики по технологии, которая использовалась мастерами в VI веке. Работы ремесленников можно приобрести в торговом центре, расположенном вблизи от школы.




Археологический парк был открыт в начале XX века и на текущий момент он занимает большую часть территории города. Иорданцы прикладывают максимум усилий для восстановления и сохранения мозаичных работ и других древних находок, поэтому на территории Мадабы непрерывно ведутся раскопки. В парке расположены руины вилл, церквей и монастырей византийского периода. Особого внимания заслуживает, построенный в VI-VII веках нашей эры, комплекс монастырей Иоанна Крестителя. Он был возведен на месте крещения Иисуса Христа и изначально насчитывал четыре монастыря. К нашему времени сохранились части, некоторые арки и колонны, украшенные росписями и мозаичными кладками.




В 7 километрах от Мадабы возвышается на 817 метров над уровнем моря, описанное в Священном Писании, место погребения Моисея - гора Нево . Считается, что с этой горы он указал своему народу дорогу, ведущую на Землю Обетованную и, именно на этом месте, закончил своей земной путь. На вершине горы еще в конце IV века христиане воздвигли небольшую церковь, которую со временем отстроили до размеров огромного храмового комплекса. Сейчас туристов и паломников встречает новая церковь, которая обслуживается тремя монахами из Италии, Сирии и Австрии. Храм поражает масштабами и изысканностью оформления: его стены и полы украшают древние мозаичные панно эпохи раннего христианства.




С крепостью царя Ирода Великого связанно множество мифов и легенд. Она была построена на вершине 700-метровой горы. После смерти правителя она перешла в наследство его сыну Антипу. Именно на этом месте, по просьбе танцовщицы Саломеи, он отдал приказ о казни пророка Иоанна Крестителя. С вершины горы открывается невероятный вид на иерусалимские холмы и Мертвое море.




Горячие водопады курорта Хаммамат-Маин также можно отнести к достопримечательностям Мадабы, ведь дорога к ним отнимет менее часа. Источники находятся в живописной долине на 264 метра ниже уровня моря. Они восполняются зимними дождями. Спускаясь по горе, теплые ручейки нагреваются до 63 градусов Цельсия. Это происходит под влиянием, пробивающейся из трещин породы, подземной лавы. Оздоровительные свойства этих водопадов известны со времен правления царя Иудея. Подземные термальные источники, обогащенные необходимыми организму человека минеральными веществами (натрий, магний, кальций и сера), круглый год позволяют восстанавливать здоровье любителям водных процедур.




Ранее известный как Кастрон Мефаа, этот городок упоминается в Новом и Ветхом Заветах. Он расположен в нескольких километрах от Мадабы и считается древнейшим поселением на всей территории Святой Земли. Город построен в форме правильного прямоугольника. С двух сторон его защищали монолитные стены. Невзирая на то, что внутри полуразваленных стен практически не осталось уцелевших зданий, археологи смогли обнаружить памятники византийского, древнеримского и раннего мусульманского периодов. Одним из уцелевших объектов стала, построенная в 785 году, церковь Святого Стефана. Она привлекает внимание путешественников мозаичным полом, который изображает карту городов в регионе: упомянуты некоторые палестинские и египетские населенные пункты, входившие в состав Византийской Империи.

Мадаба – Иорданский город, расположенный всего в 30 километрах от столицы государства – Аммана - традиционно привлекает туристов со всех уголков Земного шара. Он является одним из самых ярких и запоминающихся городов Святой Земли. Этот удивительный древний город знаменит, прежде всего, своими церквями, без посещения которых не может обойтись ни одна полноценная поездка в Иорданию.

Мадаба - это древнее поселение в долине реки Иордан, которое было вновь заселено в 1880-х гг. христианскими арабскими племенами, пришедшими из Каракской области. Сегодня здесь живут и мусульмане, и христиане. На территории города было найдено много памятников древности, ныне бережно хранящихся в городском музее и в Археологическом парке.

Современная Мадаба стоит на искусственном холме, который скрывает остатки более древних поселений. У города долгая история. Впервые он упоминается в Библии во времена Исхода (около 1200 лет до н. э.). В восточной части города было найдено захоронение, относящееся к этому периоду.

В Библии Мадаба упоминается как один из городов равнины страны Моав, покоренный племенами израильтян. Согласно летописи Меши (короля моавитян), город был освобожден моавитским царем примерно в середине 9 в. до н.э. Мадаба вступила в конфликт с Маккавеями, и Иоанн Гиркан захватил город после долгой осады. Позже Гиркан II пообещал вернуть Мадабу в числе других городов этого региона набатейскому королю Арете III, правящему Петрой, в обмен на помощь в войне против своего брата Аристобула. Найденные письменные источники позволяют предполагать, что Мадаба оставалась под владением набатейцев до тех пор, пока весь регион не был присоединен к Римской провинции Аравия в 106 году н.э.

При римлянах Мадаба превратилась в обычный провинциальный городок с колоннадами, изящными храмами и прочими зданиями, большими резервуарами с водой и городской стеной. Мадаба процветала весь VIII в. и даже дольше. Об этом можно судить по дате мозаичного пола в церкви - 767 г. Следы пребывания римлян - длинные участки мощеных улиц - можно увидеть в Мадабском Археологическом парке.

В центре города до сих пор сохранились остатки дороги и городских сооружений. В греческой христианской церкви св. Георгия находится подлинная и самая древняя из сохранившихся карта Святой Земли времён императора Юстиниана. Это один из самых посещаемых объектов Иордании.

Это потрясающее произведение создано в 6 веке н.э. На собранном из двух миллионов разноцветных камней, ярком мозаичном панно, первоначальная площадь которого составляла 25х5 метров, и с некоторыми потерями сохранилась до нынешнего времени, Вашему взору предстает столь живописное, сколь и подробное изображение долин и холмов, городов и деревень всего региона, начиная с дельты Нила. Это произведение искусства не имеет себе равных во всей стране, хотя во многих храмах и зданиях Мадабы можно встретить мозаику, относящуюся к 5-7 векам н.э.

Церковь Пресвятой Богородицы и Апостолов. Здесь можно увидеть множество интересных мозаичных шедевров.

Археологический музей. На мозаиках изображено буйство цветов и растений, птиц и рыб, животных и экзотических зверей, а также сцены из мифов и повседневной жизни охотников, рыболовов и земледельцев.

Мадабская школа мозайки находится под патронажем Министерства Туризма и Древностей. Школа Мозаики - единственный проект такого рода на всем Ближнем Востоке. Здесь готовят мастеров мозаичного ремесла, учат собирать и реставрировать мозаику.

Буквально сотни разнообразных мозаик V-VI вв. разбросаны по всей Мадабе в ее храмах и домах. В Иордании делают все возможное, чтобы восстановить и сохранить древние мозаичные памятники. Неудивительно, что большинство местных музеев посвящены найденным мозаичным работам.

Также из достопримечательностей города следует отметить Музей фольклора Мадабы и Археологический парк Мадабы.

Обычно, Мадабу осматривают в тот же день, что и находящийся в 8 км. от этого городка Мемориал Моисея на горе Небо. Через Мадабу же лежит путь к Макавиру и Ум Расас. Город часто называют «городом мозаик» - их тут действительно множество: если вы располагаете достаточным количеством времени, то можно посмотреть не только «христоматийную» церковь св. Георгия, но и знаменитый археологический парк Мадабы с его руинами церквей и вилл византийского периода.

В Мадабе есть несколько недорогих отелей, но туристы предпочитают смотреть ее проездом, останавливаясь в отелях Аммана или Мертвого моря.

До Мадабы из Аммана можно добраться на маршрутном такси, арендованной машине или на машине с водителем, предоставленном туристической компанией. Между Мертвым морем и Мадабой регулярного транспортного сообщения не существует.