Мужской монастырь свято-вознесенская давидова пустынь в чеховском районе. Мужской монастырь давидова пустынь

Татьяна Афанасьева

Мы тысячу раз проносились мимо указателя на Давидову пустынь и Талеж по дороге в Москву, и каждый раз я думала, что Талеж на удивление сказочно звучит — надо бы съездить. И обязательно зимой — чтоб небо синее, лес в белых одеждах, мороз-воевода… и минимум паломников. А ещё мне казалось, что Давидова пустынь и Талеж — это одно место. Оказалось, что не совсем:)

Сначала едем в Вознесенскую Давидову пустынь. Географически это село Новый Быт в Чеховском районе Московской области. Это там на высоком берегу реки Лопасни стоит мужской монастырь — удивительно яркий, жизнерадостный, «с иголочки». Подъезжаем и видим, что парковка забита. Вот тебе и зима, мороз, мало паломников:)

Обитель основана 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем.

Давид пришел на это место с двумя монахами и с двумя послушниками. С собой он принёс икону Знамения Богоматери. Сначала были возведены два деревянных храма и посажена липовая роща, после начались активные богослужения и чудеса (как говорят).

Да и саму липовую рощу приравнивают к чудесам. По преданию, Давид сажал все деревья корнями вверх, и все они прижились! С Божьей помощью, конечно:)

При входе в монастырь — карта. На ней всё подробно расписано, территория небольшая: шесть церквей, колокольня, надкладезная часовня, церковная лавка, настоятельский и братский корпуса, воскресная школа, скотный двор, некрополь, пруд и хозяйственные постройки.

Рассмотреть карту в деталях вы можете в фотогалерее (я загрузила).

Нынешняя 70-метровая колокольня, а она является доминантой Давидовой пустыни, была построена в XIX веке на месте старой. Было время, когда створки её ворот представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Они открывались только один раз в году на 40-й день после Пасхи и назывались в народе Вознесенскими вратами.

От колокольни до Вознесенского собора (тот, что белого цвета) вела дорожка, выложенная мозаикой. Эта дорожка сохранялась до 1950-х годов. Думаю, её обязательно восстановят.

После переворота 1917 года обитель была поругана и разграблена, все кресты скинуты, иконы сожжены, а настоятель и братия репрессированы. На территории разместился сельхозтехникум, гаражи и склады, а на колокольне водрузили красное знамя. На старых фотографиях всё печально — дырявые купола, выщербленные стены, заколоченные окна, дикие заросли…

Фото Александра Чеботаря. Март 1987 года.

К нормальной жизни обитель вернулась только в 1995 году. И когда сейчас смотришь на всё это благолепие, сложно представить, что могло быть как-то по-другому. Даже сказочные лебеди в пруду плавают!

Мы заглянули всего в два храма — в Знаменскую церковь и в Собор Всемилостивого Спаса. В первом удивило количество ковчегов с мощами (преподобного Давида в том числе), во втором застали генеральную уборку — десятки послушников, галдёж, звон вёдер, хаос церковной утвари. При входе в обитель меня естественно обязали надеть юбку-фартук.

Вот казалось бы, к верующим я себя не отношу, а монастыри люблю. Какая-то в них особая атмосфера и архитектурная красота. Посещаю редко, но по велению души.

Монастырь, кстати, мужской (12 насельников и игумен Сергий (Куксов).

Знаменская церковь (самая яркая с маленьким чёрным куполом, в центре ансамбля) была построена в 1867—1870 годах. Создаётся ощущение, что она, Никольская церковь и Собор Вознесения Господня — это единое целое, потому как храмы пристроены друг к другу.

Границы между церквями подчёркивает цвет. Знаменская — ярко-жёлтая, справа от неё — белоснежный Собор Вознесения Господня, слева — Никольская в лимонных тонах. Если зайти с обратной стороны, то Знаменскую уже не видно, зато две других предстают в полной красе.

Строительство Собора Вознесения Господня началось в XVI веке, ещё при Иване Грозном. Храм в честь святителя Николая Чудотворца основали намного позже — в XVIII веке.

По соседству с ансамблем из трёх храмов — Собор Всемилостивого Спаса, освященный 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским).

Рядом — Храм Всех Святых в трапезной . Он построен незадолго до начала Первой мировой войны. Это был последний из храмов, возведённый на территории Давидовой пустыни.

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1740 году над северными воротами обители (на фото самая крайняя слева).

В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, в том числе частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея; частица главы святого благоверного князя Александра Невского; мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского; мощи святых Вифлеемских младенцев; мощи великомученика Пантелеимона, а также частица Гвоздя Распятия Христова.

Говорят, преподобный Давид после смерти начал являться во снах разным людям и вершить настоящие чудеса, избавляя от болезней всяких и напастей.

Поэтому и зимой, и летом к нему идут и идут люди:) Снимать внутри храма нельзя, но кому-то, очевидно, можно:) Фото из инета.

В обитель едут паломники и другого толка. Здесь очень необычный некрополь…

Надписи на старых надгробиях почти не разобрать. Всё очень скромно, как и подобает. Вообще удивительно, что этот камень сохранился. Кладбище практически полностью было разорено в советские годы.

Останки всех монахов и настоятелей были захоронены в братской могиле уже после возрождения обители.

В своё время здесь были погребены полководец генерал от инфантерии Дмитрий Сергеевич Дохтуров, а также представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Могилу героя войны 1812 года Дохтурова не так давно восстановили.

И что меня несказанно удивило, Дохтуров оказался нашим земляком, уроженцем Тульской губернии.

Информация с официального сайта Давидовой пустыни: Дмитрий Сергеевич Дохтуров родился 1 сентября 1759 г. в Тульской губернии, в селе Крутом, в семье мелкопоместных дворян.

Окончив в 1781 году Пажеский корпус в Петербурге, поступил на военную службу поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В 1784 году Дмитрий Сергеевич был пожалован в чин капитана и принял командование егерской ротой. Вместе со своим отрядом участвовал в войне со шведами, отличился в Роченсальмском морском сражении, за что был удостоен награждения золотой шпагой с гравировкой «За храбрость».

В начале войны 1812 года он со своим 6-м пехотным корпусом стоял в районе Лиды, на левом фланге армии Барклая де Толли. В Бородинском бою Дохтуров, по приказу Кутузова, заменил смертельно раненного Багратиона на посту командующего 2-й армией. Дохтуров позиций не сдал, Кутузов встретил его словами: «Позволь мне обнять тебя, мой герой. Чем можно наградить тебя!».

За сражение под Малоярославцем (картина как раз про это) Дохтуров был награжден орденом Георгия 2-й степени. Вот как охарактеризовал деятельность Дохтурова один из историков Отечественной войны 1812 года:

«Смело можно сказать, что судьба второй половины Двенадцатого года была решена беспримерным подвигом Дохтурова в дни 12 и 13 октября под Малоярославцем».

Во время кампании 1813 года Дохтуров участвовал в сражении под Дрезденом и в четырехдневной Битве народов под Лейпцигом, а затем, вплоть до взятия русскими Парижа, находился в войсках, блокировавших Гамбург.

По возвращении русских войск из-за границы Дохтуров вышел в отставку и поселился в Москве, где и прожил последние месяцы жизни. За долгую боевую службу он был четыре раза ранен и контужен. Сказалось на его здоровье и утомление от тяжелых походов 1812 и 1813 годов.

Умер Дохтуров 14 ноября 1816 года, после чего был погребен в монастыре Давидова Пустынь, расположенном в Серпуховском уезде Московской губернии. (Источник www. davidova-pustyn.ru)

И вот тут бы самое время закончить рассказ про монастырский некрополь, но там есть ещё два захоронения, которые прочно связаны с «молниеносной реставрацией» Давидовой пустыни. Одно из них принадлежит Антону Малевскому, алюминиевому королю России и лидеру Измайловской преступной группировки, парашют которого не раскрылся в небе над Кенией в ноябре 2001 года…

Второе — Геннадию Недосеке, известному как «Гена Большой», бывшему главе Чеховского района, сгоревшему в своем «Хаммере» в ноябре 2004 года при очень странных обстоятельствах. Известно, что Недосека был замешан в громком уголовном деле о расправе над бандой братьев Корчагиных в лихие 90-е. Честно говоря, не хочется перечислять все его заслуги (обо всем можно почитать здесь iz.ru/news/296294).

На могиле чёрная плита со стихами Звездинского.

На официальном сайте монастыря есть страничка, посвящённая Недосеке: «Трагическая смерть Главы стала большой потерей для Чеховского района. По словам тогдашнего Губернатора Московской области Громова Б. В., за время руководства муниципалитетом Геннадий Недосека сделал много хороших дел и вывел район в один из самых успешных по региону, пользовался огромной любовью и уважением чеховцев, активно участвовал в восстановлении православных святынь Чеховского района, и прежде всего — монастыря Вознесенская Давидова пустынь».

В иконной лавке стоит короб для сбора средств заключённым. И лично для меня во всём этом нет ничего не логичного. В этом вся Россия: Бог всё простит, он всесилен, всеобъемлющ и один на всех.

Чтоб вы знали, у заключённых есть своя покровительница — Великомученица Анастасия Узорешительница, день памяти которой 4 января. Частица её мощей есть в Давидовой пустыни.

Обязательно загляните в «дом птиц» недалеко от иконной лавки. Там свои авторитеты, и такие жиробасы семечки грызут! Синицы, снегири, свиристели, зяблики… Они летают, но с очень большим трудом. При нас один круглый снегирь под лавку буквально закатился:)))

Кстати, Давидову пустынь любил и неоднократно посещал Антон Павлович Чехов (правда было это в иные, более чистые и честные времена). Не знаю, где сделано это фото (точно не в посёлке Новый Быт), но в такого Чехова я бы с радостью влюбилась

Вот что Антон Павлович писал другу семьи Петрову, приглашая его в гости в Мелихово: «Имение мое плохонькое, зато окрестности великолепные, и в четырех верстах от нас находится красивая Давидова пустынь, куда бы мы поехали с вами».

А ведь, правда, красивая!

Недалеко от монастыря, в небольшом селе Талеж находится святой источник, освящённый в честь преподобного Давида. Как сказал нам охранник: «Если напрямки, то всего-то километра четыре. Но сейчас сугробы по пояс, так что вы лучше на машине езжайте».

Талеж хорош, даже если не верить ни в какие священные купания и исцеления. Только представьте, что в глубине леса, под крутым холмом тонкой нитью бежит речушка, вычерчивая сложные узоры, огибая деревья, часовенки и купальни. Место реально чудесное и несуетное. Если в картинках, то так:)

Расположен Талеж на речке с красивым названием Смородинка. По рассказам старожилов, здесь на землю выходят семь родников, питающих речку, и можно увидеть блуждающие разноцветные огоньки (магия!).

Талежский родник называют также Веницей — от древнеславянского «венница», что значит свадьба, венчание. И снегомужик справа как бы намекает... :)

Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году. Императрица Екатерина Великая, возвращаясь из Крыма, остановилась переночевать в этих местах, а уезжая, сказала: «С этими местами невозможно расстаться». После этой истории окрестности Талежа стали называть Нерастанными.

Говорят, что в Талеже находился и последний конный привал войска Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. А что? Вполне может быть:) Сомневаюсь, что последний, но для привала место просто создано.

Рядом с источником и звонница есть. Имели удовольствие слышать. Когда стоишь посреди заснеженного леса, впечатление очень сильное!

В Талеже две купели: мужская и женская. Boдa и зимoй, и лeтoм +4 гpaдyca. Зимой желающих окунуться было не так уж и много:)

Воде приписывают целебные свойства. Считается, что её воздействие благотворно для страдающих заболеваниями глаз и органов пищеварения. Хотите - верьте, а хотите - проверьте:) Но то, что вода кристально чистая, мягкая и вкусная, подтверждаю.

Учтите, пoнeдeльник нa пoдвopьe — caнитapный дeнь, и вообще у источника есть свой режим работы — с 8.00 до 21.00. Звучит, конечно, странно, но источнику это только на пользу. Повсюду просто идеальная чистота.

В Давидову пустынь можно добраться и своим ходом: сначала до Чехова на электричке, а потом на автобусе № 36 до остановки «Новый Быт» (ходит часто). До Талежа c железнодорожной cтaнции в Чехове xoдят мapшpyткa и aвтoбyc № 25 (ocтaнoвка «Taлeж»).

Недалеко от города Чехов в поселке с поэтичным названием Новый Быт находится один из самых древних и красивых монастырей Подмосковья – Вознесенская Давидова пустынь.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским на высоком берегу реки Лопасни. Уже в почтенном возрасте старец поселился в этом живописном месте с четырьмя иноками. Первые строения обители были деревянными и не сохранились, каменные постройки появились здесь во времена Ивана Грозного.

Давидова пустынь за свою долгую историю пережила периоды расцвета и упадка: ее грабили поляки и литовцы в Смутное время, а в 1764 году Екатерина Вторая своим указом лишила монастырь деревень и земель. Обитель, ставшая заштатной, была на грани разорения. Дела начали поправляться лишь в конце 18-го века при помощи московского митрополита Платона, были построены новые соборы.

В наши дни обитель отреставрирована, в ней находится большое количество святынь.

Главный вход в монастырь.

Над входом возвышается надвратная колокольня.

Высота колокольни — около 70 метров.

Изумительный вид на монастырский архитектурный ансамбль открывается с берега пруда.

У пруда оборудована мини-смотровая площадка с лавочками. В водоеме монахи разводят рыб – я видела довольно большую с красными плавниками.

Все соборы выкрашены в жизнерадостные цвета. Белый Вознесенский собор – самый древний из сохранившихся, был построен в конце 16-го века. Переходом с ним соединена бежево-розовая Никольская церковь.

Она украшена лепниной и мозаичными панно.

Шестикрылый Серафим на стене Никольской церкви.

Яркая Знаменская церковь также, как и Никольская, вплотную примыкает к Вознесенскому собору.

Еще два храма – скромная белая Успенская церковь и нарядный персиковый Спасский собор.

Мы были в Пустыни в субботу, народу было совсем немного. Идем мимо Спасского собора к следующему храму и некрополю.

Храм Всех Святых.

Вход в некрополь. Зеленое здание позади – братские кельи.

Памятник на могиле героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.С.Дохтурова.

Еще один вид на центральную часть Вознесенской Давидовой пустыни.

Церковная лавка и угловая башня.

Еще одна башня с красивым шпилем.

История восстановления монастыря неоднозначна. Ходят слухи про какие-то сомнительные деньги, на которые его реставрировали и про то, что на территории захоронены люди с не самой прозрачной репутацией, жертвовавшие эти большие суммы.

Действительно, в некрополе есть роскошные могилы погибших не случайной смертью Геннадия Недосеки (Гены Большого), бывшего главы Чеховского района, и Антона Малевского (Антона Измайловского), которого считают лидером измайловской преступной группировки и алюминиевым королем России.

Как бы то ни было, в наши дни обитель радует глаз своими яркими красками и ухоженностью.

У монастыря есть подворье в селе Талеж. Там бьет целебный , построены две купели, небольшая церковь и звонница. На пути к Талежскому источнику вам встретится усадьба А.П. Чехова – удобно посетить эти красивейшие места в рамках одного путешествия.

За соблюдением формы одежды в обители следят охранники: мужчин не пустят внутрь храмов в шортах, а женщинам желательно быть в юбке и платке.

Фотосъемка на территории разрешается только на «мыльницу».

Как доехать до Давидовой пустыни

На общественном транспорте: с Курского вокзала на электричке до станции «Чехов», далее с автовокзала, который находится рядом с ж/д станцией, автобусом № 36 до поселка Новый Быт.

На автомобиле: можно ехать по Симферопольскому шоссе (трасса М-2), можно – по трассе Москва-Дон (М-4). В обоих случаях нужно будет выехать на А-108 и с нее заехать в поселок Новый Быт. С А-108 есть указатель на поселок и Давидову пустынь.

Совсем недалеко от Москвы близ современного Чехова находится одна из древнейших и красивейших православных обителей России, которая уже переступила рубеж своего пятисотлетнего существования, — Давидова пустынь. Монастырь это мужской, основан в начале 16-го столетия (1515 г.), и с тех пор претерпел подъемы и упадок, разорение и процветание. Но свеча молитвы здесь никогда не угасала.

16 век – это период расцвета русского монашества. Время духовных дискуссий, бесед, мнений. Но несмотря на знатность имен Пафнутия Боровского, Иосифа Волоцкого, известность монастырей, ими созданных, приходится по крупицам восстанавливать летопись прославленных обителей.

Слишком много было утрачено. Лихие годы войн, смут и революций не миновали и монастырь Давидова пустынь. И вот, что удивительно, она не так известна, как Свято-Троицкий монастырь или Оптина пустынь, но кого не спросишь, о ней знают все, особенно о святом источнике преподобного Давида.

Важно! : правильная подготовка и проведение таинства.

Давид – достойный ученик преподобных Пафнутия и Иосифа Волоцкого. О жизни преподобного нам известно немного. В былые века семьи преимущественно были многодетными, даже у князей и бояр. Кого-то одного из детей воспитывали так, чтобы ребенок в дальнейшем посвятил свою жизнь служению Богу и мог молиться за весь род. По преданию Даниил (преподобный Давид) происходил из знатного княжеского рода, предположительно, Вяземских.

Ушел в монастырь в юном возрасте, был учеником отца Пафнутия Боровского и получил монашеское имя Давид. Он удостоился дружбы преп. Иосифа, известного основателя Иосифо – Волоцкого монастыря. И даже стал его сомолитвенником.

Именитые и духоносные старцы были учителями преп. Давида: Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Нет, не искали земной славы, наоборот, стремились к уединению, тишине и молитве.

Пафнутий Боровский даже и женщин в монастырь свой не пускал, дабы те красотой лица и любопытностью не отвлекали монахов от их постоянного занятия, уединения и молитвы. Эта созерцательность и отрешенность от мира святого Давида и до нашего времени покрывает его обитель от просто любопытных взоров.

Почему Давид покинул Боровскую обитель неизвестно. Это тоже личная тайна инока, как, впрочем, многое в его жизни. Но пришел святой сюда, на место нынешней обители, примерно в мае 1515 года с одной лишь иконой «Знамение», сопровождаемый всего лишь несколькими братьями из насельников бывшего монастыря. И возвел церковь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

Внимание! Сейчас в Давидовой пустыни на этом месте высится огромный каменный Вознесенский собор.

К собору с севера примыкают храм во имя святителя Николая Чудотворца и церковь Божьей Матери «Знамение». Этот архитектурный ансамбль занимает центральное место среди всех монастырских построек.

Основание пустыни

Давид пришел на место будущей монашеской обители всего спустя 6 лет, как эта территория освободилась из-под власти литовцев. Раньше она была частью Литвы, но князь, владеющий этой землей, в 1509 году перешел в подчинение Москвы.

Литовцы, конечно, не хотели так просто отдать большой кусок земли, воевали за него постоянно. Местность эта была часто разоряема, и ее жители требовали не только духовной помощи, но и материального попечения со стороны монастырской братии.

С деятельностью преп. Давида связывают не только возведение монастырских храмов и других построек, но и насаждение липовой аллеи за оградой пустыни. Предание гласит, что преподобный приносил из близлежащего леса липы и сажал их корнями вверх недалеко от монастыря. Делал он это на виду у монастырской братии и окрестных жителей, чтобы те утвердились в вере. Чудо по воле Господа совершалось, и деревья приживались.

Прихожане давали в обитель пожертвования, приносили плоды своих трудов. Насельники обители также непрестанно трудились. В те водоемы, пруды, которые находились на территории монастыря, опускались бочки с огурцами, различными соленьями. А в зимний период все это раздавалось нуждающимся, тем, кто приходил с просьбой о помощи. Обитель всегда делилась с людьми все тем, что у нее было, не оставляя никого голодным. Святого Давида прозвали в народе отцом-кормильцем.

Упокоилось многотрудное тело преп. Давида 19 сентября 1529 года. Незадолго до его кончины святого посетил светильник веры православной Иосиф Волоцкий. Эта встреча запечатлена на настенных фресках одного из храмов обители.

Скромная деревянная часовенка, построенная над могилой святого, напоминала всем о вечности. Сейчас над мощами преп. Давида Серпуховского и Лопасненского возвышается каменный храм, посвященный одной из самых почитаемых на Руси икон «Знамение».

Семнадцатый век

Давидова Вознесенская пустынь была хорошо известна русским царям и их домочадцам, которые никогда не оставляли обитель своей милостью. Особенно любил Вознесенскую пустынь сам царь Иоанн Васильевич Грозный. Он даже на свои личные средства начал постройку первого каменного собора в честь Вознесения Господня, не взяв из казны ни копейки на это. Наслышан о подвигах преп. Давида, царь выдал грамоту обители на владение вотчинами, рыбными ловлями, различными угодьями. Это был расцвет пустыни.

Со всей Россией пережила обитель и безвременье Великой смуты, и ее последствия. Чудом уцелевшая в 1612 году, она была полностью разорена и опустошена лихими людишками атамана П. Сагайдачного. Его отряд, состоявший из запорожских казаков и литовцев, разграбил тогда многие храмы и монастыри Московии.

Через несколько лет царь возобновил грамоту и льготы, дарованные монастырю Иоанном Грозным. И обитель начала оживать, подниматься из руин и пепелища. Расцветала пустынь, расцветали и окрестные деревни. В монастырские храмы приходили не темные мужики да бабы, а грамотный, разбирающийся в Священном писании и литургии народ, который просвещали и обучали монахи.

Восемнадцатый век

Наступал 18 век, который почему-то называют временем просвещения и гуманизма. Однако это время стало тяжелейшим испытанием для всей православной церкви, и, особенно, ее духовных твердынь – святых монастырей.

Петр 1 очень не любил монахов, потому что считал их бездельниками, тунеядцами. Он же издал указ, по которому идти в монастырь можно было только инвалидам, калекам да старикам. Эту борьбу с монашеством начал еще его отец, Алексей Михайлович (Тишайший). Петр 1 явился активным продолжателем его дела, стал неудержимым борцом против церкви, так не мог воспринимать дух православный никаким образом.

Каким только бедам не подвергался Мужской монастырь, Вознесенская Давидова пустынь:

  • периодически лишалась самостоятельности,
  • приписывалась к другим монастырям,
  • лишалась содержания.

В итоге обитель оказалась разоренной еще хуже, чем в Смутное время. Но именно в это время каким-то чудом над гробом преп. Давида вместо деревянной часовни была выстроена каменная колокольня усилиями благотворителей обители.

Девятнадцатый век

Благодатнейшее для Свято –Вознесенской пустыни время было связано с митрополитом Крутицким и Коломенским Платоном. Святитель был ревностным почитателем преп. Давида и сторонником строгого монастырского общежития. В обители был заведен новый порядок богослужений, жития, что сразу же сказалось на духовном возрастании братии.

Но грянул 1917 год. Черное время для всей России. Многие храмы и монастыри были разрушены с такой жестокостью, как будто с лица земли хотели стереть всю память народа о своих предках, о своей вере и о своем наследии. Страшное время пережил монастырь, — полное запустение и разруху. И казалось, что обитель никогда уже не возродится для монашеской жизни.

Но в 1992 году маятник истории качнулся в обратную сторону. Жители поселка Новый быт (Чеховский район) образовали православную общину, и ей власти передали соборы и храмы монастыря. В обитель вернулись монахи. В Знаменском храме над мощами прп. Давида, покоящимися под спудом, появились первые розы. Так было положено начало возрождения Вознесенской Давидовой пустыни.

Современная жизнь обители

Уже при подъезде к монастырю открывается взору неповторимая картина:

  1. В ряд стоят несколько разноцветных церквей с прекрасной златоглавой колокольней. Поклониться мощам святого сегодня в обитель приходят тысячи паломников.
  2. Ежедневно здесь совершаются литургии, воспитываются дети, окормляется детский сад поселка, ведется большая социальная работа на приходе.
  3. Монахи монастыря несут слово Божье через школу искусства, детский дом, общеобразовательную школу, техникум.
  4. Игумен монастыря Сергий большое внимание уделяет социальной работе, и в первую очередь, поддержке молодого поколения.
  5. Иноки помогают малоимущим семьям, выпускникам детского дома, которые создают молодые семьи.

Отец Сергий и братия монастыря делают очень много в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Монашествующие сделали ремонт детского сада. Отец Сергий присутствует на всех детских праздниках, близко общается с детьми. Воскресную школу, находящуюся в обители, постоянно посещают до 25 детей. Они здесь развиваются, в чем опережают своих сверстников из общеобразовательной школы.

Внимание! Узнать адрес обители, ее описание и фото, расписание богослужений можно, зайдя на официальный монастырский сайт в интернете.

Святой источник

На подворье Давидового монастыря в селе Талеж есть святой источник, первые упоминания о котором относятся к 1265 году. Люди приходили сюда во все времена, веря в целебную силу святой воды и благодать этого божьего места.

В правление Екатерины Второй владельцем окрестных земель был граф Владимир Орлов, который в начале 17-го века возвел здесь храм Рождества Пресвятой Богородицы, не сохранившийся до наших дней. Поскольку здесь стояла церковь, люди приходили сюда, чтобы крестить детей, венчаться, отпевать умерших родственников. После разрушения обители поток посетителей этого святого места не прекратился, несмотря ни на что.

В советские времена к источнику очень часто приезжали молодожены. Тогда не было выстроено архитектурное великолепие, что можно видеть на территории обители сегодня. Но было верующими не раз замечено, что источник помогает при проблемах с чадородием. По молитвам прп. Давида люди, которые испили святой воды или окунулись в нее, получают разрешение своей затруднительной ситуации.

После советского периода запустения в 1996 году источник почистили, облагородили окружающую местность. Владыка Ювеналий освятил его во имя прп. Давида. В 2005 году это место преобразилось благодаря средствам и усилиям жертвователей. Но каково бы ни было обрамление источника, его воды по вере и молитве несли и несут исцеление приходящим сюда исцеление, а иногда призыв к покаянию.

Внимание! Хорошо всем известна история, когда одна женщина, сделавшая в свое время аборт, подошла к купели и увидела в воде на самом дне маленькую девочку. Она в ужасе выбежала оттуда. Подбежала к монаху, который первый встретился ей на пути, и спросила, как ей покаяться и что нужно для этого сделать.

Полезное видео

Подведем итоги

Пять веков прорастало семя, брошенное преподобным Давидом на духовной ниве Подмосковья. Монастырь за свою историю был безмолвным свидетелем многих событий. С возрождением этой обители ее пламя разгорелось с новой силой.

Давидова пустынь это один из самых красивых и ухоженных монастырей Подмосковья. На первый взгляд кажется, будто бы перед тобой не реальные постройки, а умело раскрашенная фотография. Такое преображение произошло недавно. Лишь несколько лет назад у монастыря появились деньги, на которые были привлечены профессиональные архитекторы и реставраторы.

Давидова пустынь.

Что касается истории, то пустынь основал в глухих лесах на берегу Лопасни преподобный Давид в 1515 году. Он пришел сюда с несколькими послушниками и иконой Знамения Богоматери. Давид посадил около своей пустыни липовую рощу. По преданию, преподобный выкапывал липы в лесу и, принося в монастырь, сажал вверх корнями. И по молитвам преподобного деревья принимались. Иноки обители при новых посадках сохраняли традицию вплоть до закрытия монастыря в 1930-х гг.

История Давидовой пустыни.

Особое внимание оказывал обители царь Иоанн Васильевич Грозный. Он выдал монастырю жалованную грамоту на владение «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями». При нем была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня. В 1930 году монахам было велено покинуть монастырь, остался один 90-летний старец отец Валентин. Большевики испугались покончить с ним открыто и поэтому инсценировали самоубийство. После чего из-под горы, на которой стоит монастырь, забил ключ чистой воды. Монахи называют его «Валентинов источник».

В храмах устроили гаражи и склады. В частности, в Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском – спортзал, а в храме Всех Святых – столовая. С 1992 года жителями поселка Новый Быт была образована православная община и начато восстановление монастыря. Из христианских редкостей в монастыре хранится 150 частиц мощей угодников Божиих, а в специально устроенном ковчеге хранится частица Гвоздя Распятия Христова.

Давидова пустынь Вознесенский собор.

Строительство Вознесенского собора началось еще в XVI веке, вероятно, при Иване Грозном. Лишь в 1676 году по непосредственному указу Патриарха Иоакима строительство продолжили, а после его окончания, в 1682 году, был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. От XVI столетия сохранились фундаменты и частично стены. К настоящему времени сохранились лишь придел на юго-востоке, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, а также южная и частично западная галереи. Центральную часть свода несут четыре подпружные арки, которые, в свою очередь, опираются на два несущих внутренних столпа. Южный и северный нефы перекрыты лотковыми сводами. Такая конструкция является необычной для русской храмовой архитектуры и во второй половине XVII века практически не встречается.

Давидова пустынь Никольская церковь.

Храм в честь святителя Николая Чудотворца, выстроенный в стиле классицизма, примыкает к Вознесенскому собору с севера. Здание в плане прямоугольное, увенчано фронтонами и куполом на барабане с главкой над ним. Исследователи отмечают, что купол Никольской церкви перекрывает и как бы маскирует сомкнутые своды в интерьере, которые являются архаичными для построек такого типа начала XIX столетия. С восточной стороны к зданию прилегает полукруглая апсида, равная по ширине и высоте основному объему храма. Два ряда окон прорезывают пространство церкви, включая апсиду. Церковь имеет богатый декор, представленный лепными фризами с растительными орнаментами, гирляндами и масками.

Давидова пустынь Церковь Успения.

Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Давидовой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была выстроена в 1740 году над северными воротами обители. Храм принадлежит к распространенному в то время типу «восьмерик на четверике». С востока к его основному объему примыкает граненая апсида, с запада – трапезная с воротами под ней. Над восьмериком возвышается купол, увенчанный в свою очередь небольшой главкой на граненом барабане. Четверик храма прорезан с севера и юга двумя рядами полуциркульных окон, украшенных прямоугольными наличниками. Каждая грань восьмерика имеет по одному окну, обведенному наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы объемов храма отмечены пилястрами.

Давидова пустынь Знаменская церковь.

Центральное храмовое ядро ансамбля Давидовой пустыни завершает здание церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Она была построена в 1867-1870 годах перед Вознесенским собором и Никольской церковью с запада, вплотную к ним. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом с притвором. Фасады церкви украшены декоративными кокошниками, окна – наличниками с килевидными завершениями. Стены над фундаментами декорированы поясом филенок. По углам расположены пилястры.

Давидова пустынь Собор Всемилостивого Спаса.

Наряду с монастырской колокольней этот храм является одной из архитектурных доминант Давидовой пустыни. Собор освящен 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). Здание храма в плане представляет прямоугольник, центральная часть которого увенчана массивным световым барабаном и куполом над ним. К подкупольному пространству примыкает с востока апсида, а с запада – трапезная. С северного и южного фасадов подкупольное пространство выделено ризалитами, завершенными четырьмя декоративными главками. Стены собора богато декорированы в соответствии с требованиями псевдорусского стиля в архитектуре: декоративные элементы стилизованы под килевидные арки, поребрики, кокошники. Здание прорезано продолговатыми высокими окнами.

Давидова пустынь Храм Всех Святых.

Одноглавый Всехсвятский храм построен незадолго до начала Первой мировой войны – последним из храмов Давидовой пустыни. Он находится в здании трапезной, примыкающей к северо-восточной башне монастырской ограды. В настоящее время храм полностью восстановлен и расписан.

Колокольня Давидовой пустыни.

Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена она в середине западной части стены, окружающей пустынь. Колокольня сооружена под влиянием русско-византийского стиля. На четверик, в котором расположены главные проездные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нем – цилиндрический ярус звона; еще выше – увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декорированными наличниками, нитками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй – восьмигранный – ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остается неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначался для размещения в нем колоколов. По крайней мере, известно, что на этом ярусе никогда не звонили.