Народы ханты и манси. Коренные народы Сибири: Манси. Ханты - Мансийский автономный округ: поселок Самарово


Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.

Исконно хантыйскими территориями считался бассейн русской реки Обь. Племена Манси поселились здесь лишь в конце 19-го века. Тогда-то началось продвижение этих племён в северные и восточные части региона.

Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор, доказательством тому служат весьма богатые археологические находки в данном регионе. Так, в пещерах Пермского края археологам удалось найти древние капища. В этих местах сакрального значения были найдены фрагменты глиняной посуды, украшения, оружия, но что действительно важно – многочисленные медвежьи черепа с зазубринами от ударов каменными топорами.

Рождение народа.

Для современной истории сложилась устойчивая тенденция полагать, что культуры народов хантов и манси были едины. Предположение это сформировалось благодаря тому, что эти языки относились к фино-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули предположение о том, что раз существовала общность людей, говорящих на похожем языке, значит должна была быть и общая местность их проживания – место, где разговаривали на уральском праязыке. Однако вопрос этот и по сей день остается не решенным.


Уровень развития коренных было достаточно низким. В быту племен были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным родом занятий племён являлась рыбалка, охота и оленеводство. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных пришельцы называли «вогулами», что означало «дикие». Эти самые «вогулы» описывались как кровожадные разорители окольных земель и дикари, практикующие жертвенные обряды. Позже, уже в XVI веке, земли Обь-Иртышья были присоединены к Московскому государству, после чего наступила длительная эпоха освоения завоеванных территорий русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень,. Вместо некогда существовавших хантыйских княжеств были образованы волости. В XVII веке в новые волости началось активное переселение русских крестьян, от чего к началу следующего века, количество «местных» значительно уступало пришельцам. Хантов в начале 17-го века было около 7 800 чел, к концу 19-го столетия их численность составила 16 тыс. чел. Согласно последней переписи в Российской Федерации их насчитывается уже более 31 тыс. человек, а во всем мире примерно 32 тыс. представителей этой этнической группы. Численность народа манси с начала 17-го века до нашего времени возросла с 4.8 тыс. человек до почти 12,5 тыс.

Отношения с русскими колонистами у складывались непросто. На момент вторжения русских общество хантов было классовым, а все земли делились на удельные княжества. После начала русской экспансии были созданы волости, которые помогали гораздо более эффективно управлять землями и населением. Примечательно, что во главе волостей стояли представители местной родоплеменной знати. Также во власть местных жителей отдавался и весь местный учет и управление.

Противостояние.

После присоединения земель манси к Московскому государству в скором времени встал вопрос об обращении язычников в христианскую веру. Причин на то, по мнению историков, было более чем предостаточно. Согласно доводам некоторых историков, одна из причин - необходимость контроля местных ресурсов, в частности, охотничьих угодий. Известны манси были в земле русской как прекрасные охотники, которые без спросу «растрачивали» драгоценные запасы оленей и соболей. Направлен в эти земли из Москвы был епископ Питирим, который и должен был обратить язычников в православную веру, но принял он смерть от мансийского князя Асыки.

Спустя 10 лет после гибели епископа, москвичи собрали новый поход на язычников, который стал более удачным для христиан. Поход закончился довольно скоро, и победители привезли с собой нескольких князей племен вогулов. Однако князь Иван III отпустил язычников с миром.

В ходе похода 1467 года москвичам удалось захватить даже самого князя Асыку, который, правда, по пути в Москву смог бежать. Скорее всего, произошло этого где-то под Вяткой. Объявился языческий князь только в 1481 году, когда попытался осадить и взять приступом Чер-дынь. Поход его закончился неудачно, и хотя разорило его войско всю местность вокруг Чер-дыни, пришлось им бежать с поля брани от опытного московского войска, направленного на подмогу Иваном Васильевичем. Возглавляли войско опытные воеводы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Спустя год после этого события Москву посетило посольство от воргулов: к князю прибыли сын и зять Асыки, звали которых Пыткей и Юшман. Позже стало известно, что Асыка сам ушел в Сибирь, и исчез где-то там, уведя за собой и свой народ.


Прошло 100 лет, и в Сибирь явились новые покорители - дружина Ермака. В ходе одной из битв между воргулами и москвичами, погиб князь Патлик, хозяин тех земель. Полегла тогда вместе с ним и вся его дружина. Однако, даже этот поход не стал успешным для православной церкви. Очередную попытку крещения воргулов приняли лишь при Петре I. Принять новую веру племена манси должны были под страхом смерти, однако вместо этого целый народ выбрал изоляцию и ушел еще дальше на север. Те, кто остался, отказывались от языческих символов, но одевать кресты не спешили. Избегали местные племена новой веры до начала XX века, когда стали формально считаться православным населением страны. Догмы новой религии очень тяжело проникали в общество язычников. И ещё долгое время важную роль в жизни общества играли племенные шаманы.

В согласии с природой.

Большинство хантов еще на рубеже конца XIX - начале XX века вели исключительно таежный образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались преимущественно рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях реки, охотились. Олень служил источником не только шкур и мяса, он также выполнял роль тяглой силы в хозяйстве.

Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.

Культура манси и хантов - весьма интересный пласт. Согласно народным традициям, у обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.


Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие . Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.

Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.

Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.

Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ» .


История народов Ханты и Манси

Ханты-Мансийский автономный округ: поселок Самарово

Советский Север

Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа

Население Ханты-Мансийского автономного округа

История города Пыть-Яха

Библиографический список

История народов Ханты и Манси


Как считают археологи, человек появился в Западной Сибири в VI - V тысячелетиях до нашей эры. Более древних, палеолитических, памятников здесь пока не обнаружено. Есть находки мезолитических орудий труда, например наконечники копий с кремневыми и костяными вкладышами. С их помощью человек охотился на зверя, добывая себе пищу. Более поздние памятники культуры предков хантов и других народов Западной Сибири - эпохи неолита и бронзы в III - II тысячелетиях до нашей эры - исследованы лучше.

Археологические раскопки проводятся на берегу Домашнего сора. Здесь три древних поселения, раскапывая одно из них, то, что ближе к пилораме. Углубления от древних могил или землянок, а также валы и рвы старинных городищ всегда примечали любознательные местные жители, особенно охотники.

Манси - народ, родственный хантам. Они очень близки между собой по культуре, много общего у них и в происхождении, и в истории, порой их трудно отличить друг от друга.

Обь - исконно хантыйская территория. Манси появились здесь поздно, уже в конце XIX века. На Обь, в район Березова, они пришли с Северной Сосьвы. В XIX веке началось перенаселение манси дальше на север и восток.

В Полновате большинство жителей представлено обскими хантами, поэтому и манси, давно здесь живущих, тоже считают хантами. Немалую роль играют и смешанные браки между манси и хантами. Ляпинские Ромбандеевы в похозяйственных книгах тоже записаны хантами. В районах, где соседствуют разные народы, часто приходится наблюдать путаницу в этнонимах.

Судя по фамилиям, можно считать, что манси передвигались с запада на восток и с юга на север, тесня в этих направлениях хантов. Этот процесс длился довольно долго, очевидно с XIII - XIV до начала XX века. Сначала, в XIII - XIV веках, это движение было связано с освоением земель коми-зырянами и русскими в Прикамье. Угорское население уходило от ясака, и от христианизации.

Позднее, в XV - XVI веках, русские стали осваивать землю по Уралу и в Зауралье. Вслед за промышленниками, купцами шли вольные переселенцы, миссионеры. Особенно известен своей миссионерской деятельностью Стефан Великопермский, обративший в крестьянство многих коми-зырян и манси.

На юг Западной Сибири еще в VI - IX веках из Казахстана и Алтая начали переселяться тюрки. Затем сюда пришли татаро-монголы. Части угорского населения (вероятно, это были ханты) по Туре Иртышу и их протокам, а часть вытеснили на север.

Большие миграции на север и восток производили и позднее, особенно в XVIII веке, когда под руководством христианской церкви в Сибири Филофея Лещинского проводилась массовая христианизация обских угров.

Таким образом, получается, что группа современных манси, живущих по Конде и Северной Сосьве, сформировалось сравнительно недавно: на Конде, вероятно, в XV - XVII, на Северной Сосьве - в XVII - XIX веках. Отсюда такое большое сходство в культуре манси и хантов.

Передвижение мансийского населения с запада на восток продолжается и поздней. Манси живут теперь на Нижней Оби, в низовьях Конды, на Козыме и Средней Оби в районе Самарова, на Назыме. В начале 60 - х годов в Березовском и Октябрьском районах по похозяйственным книгам числилось около 750 человек манси, а в Сургутском и Ханты - Мансийском районах более 60 человек. С низовий Конды они переселяются на Иртыш, где в 1962 году жило свыше 200 человек манси.

Это переселение было связано с развитием промышленного хозяйства на прибрежье Оби. На левобережье тогда имело значение лесная, нефтяная промышленность, на Конде, кроме того, - сельское хозяйство.

Но везде манси, как и ханты, живущие с другими народами - коми-зырянами, русскими украинцами, белорусами, татарами. Наиболее тесное и давнее соседство у манси с русским населением на Конде. Русские появились здесь, а также на Туре, Тавде в XVI веке.

Всю территорию Сибири коренное население не могло освоить. Подавляющая часть сибирских племен находилось на очень низком уровне хозяйственного и общественного развития. В основном это были рыболовы и охотники, на севере - оленеводы и лишь на юге скотоводы, некоторые занимались примитивным земледелием. Орудия и утварь из дерева, коры, кости и камня преобладали в их быту.

Большое значение в присоединении Сибири к России имело хозяйственное освоение территорий и ее природных богатств, развитие ее производственных сил. Здесь стали, распространятся более прогрессивные формы экономики (пашенное, земледелие, животноводство с оседлым образом жизни), ремесло, обрабатывающая промышленность, торговля. Производственная деятельность русского населения благотворно влияла на совершенствования хозяйства коренного населения Сибири.

Русский сибиряк, по общему представлению, - высокий, кряжистый богатырь. И хотя в Сибири много разных мужчин великороссов, в цело это представление правильное. Сибирь вначале заселяли в большей степени с севера России, где жили высокие голубоглазые блондины, и в меньшей - из средней полосы. В XVII веке это население осваивало таежную зону, частично двигаясь и на север в Тундру. А в XVIII веке особенно интенсивно стали обживать южные районы Западной Сибири. Здесь оседали крестьяне, занимающиеся земледелием.

Русские крестьяне принесли в Сибирь прочные трудовые традиции, многовековой опыт, наблюдательность и смекалку земледельца, любовь к земле, выносливость в борьбе с природой и стойкость перед невзгодами, деловой патриотизм и трезвый расчет. Сибирь - суровый край. Здесь закаляется и организм, и характер человека. Поэтому сибиряки издавна отличаются крепким телосложением, хорошим здоровьем, твердым характером привычным к суровым условием жизни.

Ханты - Мансийский автономный округ: поселок Самарово


Освоение русскими здешних мест началось в конце XVI века. Небольшой отряд казаков под предводительством сподвижника Ермака Богдана Брязги подошел на лодках к поселению остяцкого (хантыйского) князя Самара. По приданию, русский казак перехитрил Самара и его подданных, князь погиб одним из первых, и оставшиеся без управления войны сдались. Они принесли ясак и присягнули на верность московскому царю. Но заселение русскими людьми этой местности началось только спустя полвека, и связано оно было с тем, что Российскому государству, покорившему север Западной Сибири, необходимо было, закрепится на завоеванных территориях. К началу XVII века на карте появились города Березов, Сургут, Обдорск, Тобольск, Тюмень. Промежуточными пунктами на пути между Тобольском и Березовом должны были стать два яма - Демьянский и Сахаровский. В феврале 1635 года государь указал дьяку Пантелею Гирикову «прибрать» в поморских городах 100 человек ямщиков с женами и детьми и немедленно отправить их в Сибирь для поселения 50 человек в Демьянской волости и 50 под Сахаровскими городами. В 1637 году Сахаровский ям был заселен, поселились ямщики там, где казак Богдан Брязга победил войско князя Самара, «на правом берегу Иртыша, верстах в 20 от впадения его в Обь, у подножия довольно высоких гор Самаровских…». Они должны были обеспечивать транспортом и проводниками воевод и других официальных лиц, едущих в Сургут или Обдорск. Прибывшим вольным людям отвели земель «по 15 верст на все четыре стороны».

С этого времени в документах Самарово чаще стали называть «ямской слободой». На административно - почтовом языке того времени Самарово называлось так: «Самаровский ям, слобода Сибирской губернии Тобольской провинции, в Тобольском дистрикте ни восточном берегу Иртыша». Слобода была невелика, но в ней уже имелась деревянная церковь, освещенная в честь святого Николая Чудотворца, который считается покровителем путешествующих и плавающих людей. Ямщики ставили первые избы, строили пристань, обустраивали место у Самаровских гор. На их долю пришлись все тяготы неустроенной жизни и ямской службы.

В 1667 году Самаровский ям впервые появился на географической карте. В этом году по приказанию тобольского воеводы П. И. Годунова был составлен «Чертеж всей Сибири», на котором детально изображен бассейн Иртыша, отмечены города и остроги. Первое описание окрестностей Самарово относится к 1675 году, его составил Н. Г. Спафарий. Ямская слобода привлекала внимание путешественников, в конце XVII века здесь бывал посланник России в Китае Э. И. Идес. XVIII век принес жителям Самаровского яма много перемен. Новые дороги в Восточную Сибирь теперь переходили южнее, что вызвало сокращение перевозок по Иртышу. Извоз стал превращается во второстепенное занятие, основными статьями дохода становится рыболовство, охота и кедровый промысел. Население Самарово в XVIII веке по сравнению с XVII выросло более чем в два раза. Путешественники, проезжающие район Самарово, описывали быт и нравы жителей, просматривают старинные документы, предпринимают естественные и археологические поиски. В числе известных путешественников, прибывших в Самаровский слободе, - В.И. Беринг, Г.Ф. Миллер, И.Э. Фишер, Н.И. Делиль, Ш.Д. Острош, П.С. Паллас.столетие было ознаменовано несколькими административными изменениями, в конце века Самарово относилось к Тобольской провинции Сибирской губернии. Самаровская слобода стало крупным селом, центром Самаровской волости.

В 1838 году в Самарово было свыше 200 зданий, в том числе церковь, часовня, волосное правление, почтовое отделение, соляной и хлебный магазины, училище, питейные дома. К концу 80 - х годов XIX века усилиями исправника А. П. Дзерожинского в селе были расчерчены улицы, снесены постройки, мешающие движения, появились тротуары, это положительно отразилось на облике села, что дало повод князю С.Г. Голицыну, прибывшему в 1893 году в село, заявить, что «Самарово во много раз лучше Демьянского».

Административное устройство села в XIX веке выглядело так: существовало волосное правление, во главе которого стоял уважаемый, избранный жителями села голова. Ближайший высший административной инстанцией села был заседатель, который жил в Демьянском.

В середине и особенно во второй половине XIX столетия Самарово посетило много известных путешественников и исследователей. В 1876 году сюда прибыл командированный Императорской Академией наук для исследования Оби И.С. Поляков, в этом же году в Самарово побывали известный немецкие ученые доктор О. Финш и А. Брэм. В 70 - е годы не раз бывал в Самарово финский ученый А. Альквист. В 1873 году по пути в Тобольск Самарово посетил Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович, третий сын царя Александра II. В память об этом событии купечество села собрало по подписки сумму в три тысячи рублей, проценты от которой пошли на стипендию, благодаря которой крестьянский мальчик Х. Лопарев смог поступить в Тобольскую гимназию. Продолжив образование в Петербургском университете, он стал видным ученым, автором книги «Самарово: Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом».

В XX веке Самарово вступило с достаточно крепкой экономикой. Главным занятием населения к тому времени стала добыча рыбы, даров леса и их продажа. Появились владельцы крупных угодий, купечество. Далеко за пределами Самарово были известны фамилии местных купцов и рыбопромышленников - Шеймина, Соскина, Кузнецова, Земцова.

Эхо октябрьского переворота достигло Обского Севера в начале 1918 года. На Демьянском краевом съезде (январь 1918) была провозглашена Советская власть на всем Обском Севере.

В Самарово был образован Совет рабочих и солдатских депутатов. Летом 1918 года белогвардейский отряд арестовал весь состав Самарского Совета, в селе было восстановлено волостное правление. Большевики, ушедшие в подполье, активно противодействовали колчаковскому режиму. Установив связь с регулярными частями Красной Армии, партизаны отряда П.И. Лопарева 18 ноября 1919 года захватили село и сделали его своим главным опорным пунктом.

Вскоре на смену белому террору пришел красный. У многих зажиточных крестьян, купцов, рыбопромышленников национализировали сельхозугодия, орудия лова, забрали хлеб, скот. Это спровоцировало в 1921 году кулацко-эсеровский мятеж под лозунгом «За Советы без коммунистов». К весне 1921 года с мятежниками было покончено. Годы гражданской войны тяжело отразились на жизни населения Самарово. Старые экономические связи нарушились, остро ощущался недостаток хлеба и прочих привозных товаров.

Изучение и освоение Севера было частью ленинской программы реконструкции странны после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Широкое наступление на Север для использования выявленных здесь природных ресурсов, необходимых для развития народного хозяйства СССР, - одна из важнейших частей экономической стратегии Коммунистической партии Советского Союза в современный период.

В советской части СССР, наиболее суровой по природным условиям, крайне слабо заселенной, где до революции царили, по выражению В.И. Ленина, «патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость».

Проект создания на Обском Севере национальных округов был связан с необходимостью улучшения бедственного положения аборигенного населения. 24 - 29 июля 1922 года в Самарово состоялось I конференция народностей севера, но национальный округ был создан лишь спустя восемь лет. В 1923 году был образован Тобольский округ, в его состав вошло и село Самарово, сам же округ стал подчиняться Уральской области.

Созданы примышленные очаги о районы, построено много городов и рабочих поселков, ряд железных и автомобильных дорог, трубопроводов, созданы важнейшие базы страны по многом вида сырья и энергии; к социалистическому строительству приобщены ранее оставленные на века народности Севера, обреченные при царизме на постепенное вымирание.

Новый этап в жизни села начался в декабре 1930 года, когда вышло постановление ВЦИК об образовании Отяко-Вогульского национального округа. Вслед за этим Уральский облисполком принял решение о строительстве центра округа в урочище Большой Черемушник, в пяти километрах от села. Председателем оргбюро по организации был назначен уроженец Шадринского уезда Я. М. Рознин. Впоследствии он был избран председателем окрисполкома.

В 1935 году Отяко-Вогульск был отнесен к категории поселков городского типа, а село Самарово в эти же годы обрело статус рабочего поселка. В 1938 году в Отяко-Вогульске насчитывалось 7,5 тысячи жителей, в Самарово - около 4 тысяч. В 1940 году Отяко-Вогульск переименовали в Ханты-Мансийск, статус города он получил в 1950 году. В черту города включили и поселок Самарово.


Советский Север


С 1960-х годов стал развиваться как база геологоразведчиков. Но по многим показателям Хаты - Мансийск отставал от новых нефтяных городов. Первый пятиэтажный дом здесь появился лишь в начале 1980 - х годов.

В грандиозных масштабах здесь развернуто освоение тех видов природных ресурсов, которые особенно нужны народному хозяйству в условиях научно-технической революции в которых недостает или вовсе нет в экономически развитых районах страны, - нефти и газа, гидроэнергии, руд цветных металлов, алмазов и слюды, алюминийсодержащего сырья, лесных и других ресурсов. В процесс широкого освоения вовлечены огромные территории - север Западной Сибири, занимающий более 1,5 млн. км,² где создана главная база страны по нефти и газу. Тимано-Печорская нефтегазовая провинция, где развивается важная топливная база европейской части СССР. На Севере Восточной Сибири созданы и продолжают развивается крупнейшие базы страны по цветным металлам: никелю, меди, алюминию. Стройкой века по праву названа Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ), а на тяготеющей к ней территории, охватывающей 1,5 млн. км,² создаются крупные территориально-производственные комплексы для использования выявленного здесь разнообразного сырья. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы на период до 1990 года» предусматривается дальнейшее ускорение освоение ресурсов Севера для нужд народного хозяйства страны.

На одном из путевых стендов по дороге, ведущей от Норильска к месторождению никеля и меди - Талхану, есть надпись: «Север покоряется смелым». В ней, правда жизни, ибо освоение сурового Севера связано с преодолением огромных трудностей, в то же время в ней выражение романтики, увлеченности первопроходцев, мужественности людей.

Среди людей, ежегодно прибывающих на Север осваивать природные богатства, возводить новые стройки, преобладающая часть - молодежь. Большое количество северных строек - всесоюзные ударные комсомольские, причем это наиболее крупные и нужные для экономики нашей страны. Всесоюзные ударные комсомольские стройки - это Байкало-Амурская магистраль, месторождение нефти и газа севера Западной Сибири, крупнейший комбинат цветной металлургии в Норильске и многие другие. Некоторые стройки стали интернациональными. Так, стройка стран - членов СЭВ, над которой шествует ЦК ВЛКСМ, - Усть-Илимский целлюлозный завод, где в тесном содружестве вместе с советскими людьми трудятся посланцы разных стран социализма, в Коми АССР созданы советско-болгарские леспромхозы.

О том, какое значение придает КПСС освое6нию отдаленных районов нашей странны, сказано в докладе Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева на Торжественном заселении, посвященном шестидесятилетию Великого Октября. В нем только подведены итоги пройденного всемирно-исторического пути строительства социализма в нашей стране, но и той роль которую Коммунистическая партия отводит советской молодежи в осуществлении крупных комплексных программ развития народного хозяйства. «Они призваны, - говорится в докладе, - обеспечить будущие потребности народного хозяйства в нефти, газе, угле, черных и цветных металлах, лесе и прочих видах сырья». При этом особенно указывается: «Осуществление таких программ имеет и глубокий социальный смысл. Оно означает освоение многих отдельных районов страны, где поднимутся десятки новых городов, будут созданы новые культурные центры. Из нашего обихода окончательно исчезло само понятие «необжитая окраина». Нетрудно увидеть, что в число этих крупных программ входит и освоение огромных северных территорий.

И далее: «На великих стройках нашего времени с особой силой проявилась стойкость, созидательный порыв, идейная закалка советской молодежи. Продолжая славные традиции своих дедов и отцов, комсомольцы, девушки и юноши идут в первых рядах строителей коммунизма, мужают в труде, учатся управлять хозяйством, руководить делами общества и государства. В их руках - будущие страны. И мы уверены - это надежные руки».

Об особых назначениях ударных комсомольских строек и роли молодежи говорил Леонид Ильич Брежнев во время встреч при поездке по Сибирь и Дальнему Востоку. В своей речи на XVIII съезде ВЛКСМ он как пример шефства ВЛКСМ нам великими стройками указал на Тюменский Север, сказав: «Всего за десять лет мы превратим таежный край в нефтяную базу страны. …На днях ЦК партии приветствовал нефтяников Западной Сибири: они дали миллиард тонн нефти. Это большая трудовая победа. Честь и слава нашим северным добытчикам «черного золота!».

Многие юноши и девушки уже трудятся на многочисленных советских стройках, и в других местах на Севере. Десятки и сотни тысяч молодух людей вливались в их ряды: одни отправится в северные районы по путевкам Ленинского комсомола как лучшие из лучших, другие - окончив службу в рядах Советской Армии, третьи войдут в состав студенческих бригад. Чтобы принять активное участие в великом деле освоения Севера.

История Севера богата географическими открытиями, а в 70 - х годах - открытие многочисленных месторождений полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение. От освоения многих из них в большой мере масштабы и темпы развития экономики СССР.

Продвижение на Север, использование его богатств стало всенародным делом. Основные богатства Севера базируется на индустриальной мощи и трудовых ресурсах всего Советского Союза. В экономически разных районах нашей страны для северных строек и предприятий производились машины и оборудование, строительные конструкции, товары народного потребления, осуществлялись большие научные исследования, связанные с наиболее рациональным освоение и использованием ресурсов Севера.

Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяло много внимания вопросам изучения и освоения Севера. Ленинский комсомол с первых лет индустриализации страны принимал активное участие в решении крупных задач развития его производительных сил.

Так осваивался Север и ныне самый богатый из районов нашей страны Ханты - Мансийка как центра автономного округ.

Возрождение Ханты-Мансийка как центра автономного округа


Но возрождение Ханты - Мансийка как центра автономного округа началось с 1993 года, когда окружная власть добилась права самостоятельно формировать свой бюджет, это явилось основой для принятия закона о городе Ханты - Мансийке как центре автономного округа. 1996 год войдет в историю города как год окончания строительства автомобильной дороги федерального значения, которая связала Ханты-Мансийск с «Большой землей». Хаты - Мансийский аэропорт переживает капитану реконструкцию, построена взлетно-посадочная полоса. После реконструкции здания аэровокзала, наземных сооружений аэропорт станет одним из самых удобных для пассажиров и обслуживающего персонала. Водные ворота города - речной вокзал. На протяжении трех веков речной транспорт был единственным для тех, кто хотел попасть в Самарово. Сейчас строится новое здание речного вокзала, претерпят изменения и примыкающие к речному вокзалу кварталы.

С обретением реального статуса окружного центра город стал активно строится, на центральных улицах появилось много общественных зданий: Дом юстиции, бизнес-центр, филиалы «Запсибкомбанка», компании «Юкос», «ЛУКойл», УВД, отделение Пенсионного фонда, Ханты - Мансийский банк, окружная больница, Центр искусств для одаренных детей Севера. И все это служит нуждам не только жителей города, но и всего округа.

Ханты-Мансийск развивается сегодня как административный, деловой культурный и спортивный центр округа. Здесь сосредоточена исполнительная окружная и законодательная власть, разместились структуры, без которых невозможно осуществлять управление округом. В администрации города разработана программа развитее столицы округа до 2010 года, объявлен конкурс на создание лучшего проекта застройки центральной части, в котором приняли участие ведущие проектные институты страны.

С начала 1993 года Ханты-Мансийск стал постоянным местом проведения российских и международных конкурсов на право разработки нефтяных месторождений.

В последние годы город заставил говорить о себе как о столице российского биатлона. На конгрессе международного Союза биатлонистов Ханты-Мансийск получил право на проведение первенства мира по биатлону среди юниоров в 2001 году и чемпионата мира в 2003 году. Горожане имеют возможность занимается не только зимними видами спорта, но и легкой атлетикой, боксом, баскетболом, волейболом, плаваньем, к их услугам два спортивных комплекса - «Дружба» и «Геофизик».

В Ханты - Мансийке действуют научные учреждения, старейшее из них - Обь-Тазовское отделение Сибирского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института рыбного хозяйства, образованное в 1927 году. В декабре 1991 года создан НИИ возрождения обско-угорских народов. Еще одно научное учреждение - Институт повышения квалификации и развития регионального образования. В 1993 году впервые за всю историю города были открыты два высших учебных заведения - филиалы Тюменской сельхозакадемии и Нижневартовского пединститута. Сегодня горожане и жители округа имеют возможность учится в Медицинском институте и филиале Сибирской Автодорожной Академии. В 1994 году в Ханты - Мансийские открыто отделение Петровской академии наук и искусств. Большую роль в сохранении духовности, приобщении горожан к истории края играет окружной краеведческий музей - Музей природы и человека. В 1997 году открыт филиал окружного музея - Дом мастерская художника Г. Райшева. Главной библиотекой города является государственная окружная библиотека. Начало книжной коллекции библиотеки положено в 1930-е годы, основы фонда составили книги, подаренные интеллигенцией города и Тобольским краеведческим музеем. Сегодня окружная библиотека - самое крупное книгохранилище города.

В Ханты-Мансийке не одно десятилетие существует окружной центр народного творчества, который решает задачу сохранения самобытной культуры северных народов собирает фольклорные материалы, устраивает выставки самодеятельных художников, мастеров декоративно-прикладного искусства. В Центре искусств для одаренных детей Севера, открытом в 1997 году. Вот так из простого поселка крестьян Самарово Ханты-Мансийский автономный округ стал не только экономически стабильным, но и самым богатым регионом страны.


Население Ханты-Мансийского автономного округа


Население Ханты-Мансийского автономного округа к началу 2003 года составит 1 миллион 449,6 тысяч человек. Такой прогноз озвучила представитель Департамента экономической политики округа Ольга Кокорина на прошедшей сегодня в Ханты-Мансийске конференции по вопросам демографии. Заявленная цифра больше данных начала 2002 года на 36,7 тысяч человек. Другими словами округ станет богаче на население небольшого городка или района. Точность прогноза можно будет проверить не раньше декабря, когда будут озвучены данные переписи населения в автономном округе. Примечательно, что оптимистичный прогноз прозвучал на фоне показателей, говорящих о сокращении населения страны. По словам представителя Министерства труда и социального развития РФ Ольги Самариной, в существующих социально-экономических условиях жителей России к 2016 году станет меньше на 9 миллионов человек.

Сегодня в Ханты-Мансийске начала свою работу научно-практическая конференция "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития".

В её работе принимают участие представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства труда и социального развития РФ, Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, депутаты окружной Думы и члены Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.

Своим мнением о проблемах и перспективах демографического развития Ханты-Мансийского автономного округа с участниками конференции поделился Губернатор Югры Александр Филипенко.

"За последние четыре десятилетия население автономного округа увеличилось в 12 раз. Естественно, чтобы разместить этих людей, обеспечить их необходимыми условиями для проживания надо сделать очень многое", - отметил Александр Филипенко, - "Выполняя социально-экономическую программу развития Ханты-Мансийского автономного округа, окружное Правительство исходит из того, что Югра - это место постоянного проживания людей. Мы обязаны обеспечить людям достойные уровень и качество для жизни. Только тогда можно говорить об устойчивом улучшении демографической ситуации в автономном округе".

Александр Филипенко подчеркнул, что наблюдаемая в настоящее время относительно благоприятная в сравнении с другими регионами страны демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе должна быть сохранена.

"В принципе она может быть улучшена за счёт интенсификации проводимых в округе социальных программ, прежде всего, в области здоровья и снижения смертности, особенно детской", - сказал Губернатор автономного округа, - "Этой же цели должны служить и разрабатываемые программы демографической политики, ориентированные на укрепление семьи, рост рождаемости и снижение смертности".

Участники конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" согласились, что Ханты-Мансийский автономный округ по демографическим параметрам находится в числе наиболее благополучных субъектов Федерации, поэтому опыт его специалистов особенно ценен.

Начальник управления социально-демографической политики и развития социальной защиты Министерства труда и социального развития Российской Федерации Ольга Самарина отметила, что "По прогнозам специалистов к 2016 году население России сократится по сравнению с нынешним периодом более чем на 9 миллионов человек и составит 134,8 миллиона человек. Надо понимать, что благоприятная демографическая ситуация составляет основу безопасности любого государства, а России в первую очередь.
После 2008 года количество населения нетрудоспособного возраста увеличится в два раза, а численность населения, вступающего в трудоспособный возраст - в два раза уменьшится. В этой ситуации мы уже ничего не можем изменить. Из 89 субъектов Федерации в нашей стране в 67 происходит ежегодное сокращение численности населения, в 27 регионах России число умерших людей превышает число родившихся в два раза.

Страна вступает в критическую полосу и, если не предпринимать никаких действий, то последствия могут быть просто непредсказуемыми.

Только 16 регионов России в 2001 году имели естественный прирост населения. Радует, что Ханты-Мансийский автономный округ также относится к регионам с благополучной демографической ситуацией. Это является результатом эффективности тех мер, которые здесь предпринимаются".

Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа на 1 января 2002 года составила 1423,8 тысяч человек.

Значительные расходы округа на социальные нужды определили устойчивую положительную динамику показателей рождаемости и смертности. Число родившихся в 2001 году - 16,9 тысяч человек. В расчёте на 100 человек населения естественный прирост в 2001 году составил 5,1(в 2000 году - 4,5), уровень рождаемости - 12,2 (в 2000 году - 11,3), уровень смертности 7,1 (в 2000 году - 6,8). Превышение числа родившихся над числом умерших зарегистрировано во всех городах и районах округа, за исключением Берёзовского и Кондинского районов.

По итогам научно-практической конференции "Региональная демографическая политика: состояние и направления развития" будут приняты рекомендации Думе и Правительству Ханты-Мансийского автономного округа.

ПоказательГородское населениеСельское населениеЧисленность мужчин644 35368 246Численность женщин657 57162 647

Национальный составРусские66,06%Украинцы8,60%Татары7,51%Башкиры2,50%Азербайджанцы1,75%Белорусы1,43%

ГородНаселениеСургут275 300Нижневартовск230 300Нефтеюганск94 800Нягань57 600Когалым53 700Радужный44 800Пыть-Ях41 200Мегион40 600Лангепас39 300Урай37 600Ханты-Мансийск36 900Лянтор31 500Югорск29 400Советский21 700История города Пыть-Яха


Нынешняя территория Ханты-Мансийского округа имеет историческое название Югорская земля. Югра издавна была известна русским, с XI в. сюда стали проникать новгородские купцы, торговавшие пушниной, застав у племен остяков и вогулов зачатки государственности. Так, среди государственных образований племен, населявших Югру, выделялось Пелымское княжество. Однако под напором русского освоения Сибири протогосударственные образования были смяты. Долгое время в российской истории край служил местом ссылки.

В 30-е гг. нашего века было теоретически доказано существование запасов нефти и газа на территории округа. Первая югорская нефть была добыта в 1960 г. около Шаима, первый газ - в 1963 г. близ Березова. С этих пор началось интенсивное промышленное освоение недр Ханты-Мансийского округа, который превратился в дальнейшем в основную базу нефтедобычи СССР, а затем России.

В состав ХМАО входит: Сургут, Нижневартовск, Нягань, Когалым, Радужный, Мегион, Лангепас, Урай, Ханты-Мансийск, Лянтор, Югорск, Советский, Нефтеюганск, Пыть-Ях.

Одними из наиболее важных нефтяных городов ХМАО являются городов братьев являются Нефтеюганск и Пыть-Ях.

Город расположен на площади 70 квадратных километров. Численность населения составляет более 41 200 тысячи человек.

Возникновение города связано с открытием в 1965 году Мамонтовского месторождения нефти. С 1970 года началась его разработка. Месторождение это считается в Западной Сибири вторым после Самотлора по запасам нефти.

О романтике тех дней приятно размышлять где-нибудь на берегу Черного моря. А на берегу Большого Балыка, когда столбик термометра зимой опускался до минус пятидесяти, работать было очень тяжело.

В 1970 году поселок представлял собой хаотичное скопление балков и вагончиков с многочисленными деревянными мостками и мостиками через болота, окружавшие Мамонтово. Все удобства - на улице. Все развлечения - рыбалка, охота и грибы. Но и в этих условиях нефтяники из Тюмени, Куйбышева, Казани и Уфы жили, добывали нефть, строились, растили жизнь.

Так было, когда "черное золото", плескавшееся у мамонтовцев буквально под ногами, стоило дешевле газированной воды. И лишь много позже было официально признано, что дешевая нефть достается северянам слишком дорогой ценой.

История города Пыть-Яха началась с того, что на берегу реки Большой Балык, в 155 километрах от города Нефтеюганска, 1 января 1968 года была организована первая вышкомонтажная контора бурения, с целью разработки Мамонтовского месторождения.

января 1971 года был образован Мамонтовский поселковый Совет народных депутатов Нефтеюганского района. На 1 января 1980 года на территории Совета находилось уже три поселка: в южной части территории - поселок Южный Балык, а в центре - поселок Мамонтово и поселок Пыть-Ях.

марта 1980 года правительством было принято решение о застройке поселков Мамонтово, Пыть-Ях и высажен первый строительный десант в количестве 10 тысяч человек. Поселки Мамонтово, Пыть-Ях, Южный Балык практически слились между собой, образовав единую административную единицу. 8 августа 1990 года был организован город Пыть-Ях.

Сегодня у города есть почти все необходимое для нормальной жизни: благоустроенное жилье, больница, Дома культуры, магазины, школы, детские сады, спортзалы. Возводится современный больничный комплекс, достраивается Дом творчества, открывается этнографический центр народов Севера.

За территорией города проходит автомагистраль, соединяющая его с Нефтеюганском, Тобольском, Тюменью. В черте города находится станция Пыть-Ях Свердловской железной дороги. Ближайшая пристань - "Нефтеюганск" на расстоянии 60 километров. Воздушная связь - аэропорт, находящийся на территории города Нефтеюганска.

Все это составляет лицо города, города со своей архитектурой, железной дорогой, нефтяными качалками на окраинах и неповторимой историей.

Библиографический список

ханты манси народ

1.С.Ю. Волжина. Ханты-Мансийский автономный округ в лицах датах и фактах. - Тюм.: Издательство Ю. Мандрики, 2000.

2.З.П. Соколова. Путешествие в Югру. - М.: Мысль, 1982.

.С.В. Славин. Советский Север. - М.: Просвещение, 1980.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Манси – народ в Российской Федерации с древних времен населяющий бассейн реки Обь. Согласно данным Переписи населения 2002 года, на территории России проживает около двенадцати тысяч представителей данной народности. Большинство манси говорят на русском языке, но до сих пор остались целые селения, которые не забыли своего родного, мансийского языка.

Как обособленный народ манси сформировались еще в середине первого тысячелетия нашей эры. Народность сложилась из нескольких племен, поселившихся на территории бассейнов рек Камы, Урала, Оби и так далее. Некоторые из этих племен пришли из Северного и из западной Сибири. Примерно в первой половине второго тысячелетия у манси были частые конфликты с русскими племенами и народом коми.

В русских летописных источниках первые упоминания о манси датируются второй половиной одиннадцатого века. В этот время русские называли их «югры», реже «вогуличи» или «вогулы». Тесный контакт между манси и русскими начался после завоевания Сибири. В это период развитие манси было на весьма низком уровне. Они жили родо-племенным строем, основным занятием была охота на лесного зверя, ловля рыбы. Редкие племена разводили оленей и обрабатывали землю.

Вплоть до конца восемнадцатого века манси не знали транспорта, кроме оленьих или собачьих упряжек, лошадей и лыж. Только с приходом за Урал советской власти, началось активное развитие северных народностей. Многие манси занялись выращиванием скота (лошади, овцы, коровы), и оленеводством.

Традиционное жилище манси

Традиционным жилищем манси является деревянная изба, где семья проводила всю зиму. В летнее, осеннее и весеннее время манси уходили из своих постоянных домов в места промысла. Временные хижины собирались из жердей, накрытых берестой. Оленеводы в степи сооружали чумы из жердей и оленьих шкур. У манси, живущих на юге и западе Зауралья постоянные (зимние) избы весьма походили на русские срубы. В северных районах зимние избы часто имели земляную или берестяную крышу. Поселения манси состояли из близких и дальних родственников.

Как правило, постоянные избы отапливали с помощью некоего подобия камина, собранного из жердей и обмазанного глиной. Это очаг использовали так же для приготовления пищи. Хлеб манси пекли в особых печах, которые специально строили недалеко от дома. Излюбленной пищей манси было вяленое оленье мясо, рыба, запеченная на костре. Иногда рыбу и мясо жарили или сушили. Осенью употребляли в пищу лесные дары, за исключением грибов, которые считались непригодными в пищу.

Народный костюм манси

Мужчины манси одевались в рубашку, широкие и теплые штаны. Верхняя одежда шилась из сукна и обязательно имела капюшон и широкие рукава. Оленеводы носили «лузан» — накидка из оленьих шкур с отверстием для головы и рук и несшитыми боками.

Женщины одевались в платье или халат, богато украшенный вышивкой. Обязательным атрибутом являлся платок на голове. Женщины уделяли особое внимание украшениям: кольца из драгоценных металлов, бисерная вышивка на одежде, ожерелья, серьги и тому подобное.

В восемнадцатом веке русские обратили манси в православную веру. До этого момента северный народ имел развитую мифологию, верил в духов-предков и духов-покровителей. В каждом сселении был свой шаман. В настоящее время подавляющее большинство манси – православные христиане, но все же далекие отголоски прежней веры сохранились.
Манси верили, что весь окружающий мир делится на три царства: небо, землю и подземное царство, а каждым из них управляло отдельное божество. Например, небом управлял бог Торум (переводится как «небо», «погода» или «высшее существо»), который создал землю и управляет ею. Хуль-отыр – это бог царства, который наносит вред людям, создает опасных существ и забирает людей к себе во владения. Ма-анква – богиня земли, спасающая человека от болезней, дающая потомство…

Помимо трех основных божеств, манси верили в существование подобных человеку божков, обитающих среди людей. Например, божества Менкевы – это божественные существа, созданные Торумом. Согласно легенде, небесный бог создал их из дерева, но Менкевы укрылись от создателя в лесу и живут там, охотясь на хищных зверей. Манси верили, что Менкевы приносят удачу на охоте. У лесных божеств есть семьи и дети.

Некоторые лесные обитатели так же наделялись божественными качествами. Например, и до наших дней сохранился культ медведя. Волка манси боялись и считали созданием подземного бога. Собаки, согласно верованиям, была неким посредником между живыми и мертвыми.

Медвежий праздник – один из немногих сохранившихся в наши дни пережитков старой веры народа. Медведь у народа манси всегда был особо почитаемым божественным существом, но он так же был и основным объектом охоты, дающим одежду и пропитание.

Медвежий праздник или медвежьи игрища – это своеобразный ритуал, направленный на то, чтобы успокоить душу убитого животного и душу человека, убившего его. Манси устраивали медвежьи праздники один раз в семь лет, кроме того, каждый раз, как охотники возвращались домой с убитым животным, проводился ритуал.

Сам ритуал начинается еще в лесу, на месте смерти животного. Охотники должны были очистить шкуру медведя, обтирая ее водой, снегом, травой или просто землей. Затем тушу клали на особые носилки, так, чтобы голова лежала между передних лап. В таком виде добычу несли в поселение. Приближаясь к сородичам, охотники оповещали их криком. Если была убита самка медведя, то охотники кричали четыре раза, а если самец, то пять раз. Жители деревни выходили на встречу охотникам и окуривали их дымом, окропляли водой или снегом.

В зависимости от пола животного праздник длился пять дней (если убит самец) или четыре дня (если убита самка). Сначала голову медведя помещали в «святой угол» дома, а рядом выкладывали охотничье оружие. Затем у головы спрашивали разрешение, прежде чем начать праздник. После получения согласия манси выбирали животное, которое будет принесено в жертву медведю. Только охотник, убивший животное мог назначить день, когда начнется праздник. В доме устраивали пышное застолье, перед головой медведя ставили угощения.

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее - вогу́лы, вогуличи)

Взгляд из прошлого

"Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880:

Леность вогулов составляет главную причину их бедности, а равнодушие к своему положению поразительно. Часто случается, что к семействе нечего есть, а вогул курит себе трубку и играет в карты.

- При всех недостатках у вогула есть и хорошие черты: сострадание и гостеприимство. Перед начальством вогулы боязливы, между собою тихи, а с промышленниками, приезжающими к ним за мехами и рыбою, даже хитры. Так, вогул сразу не покажет всего своего товара, а сделает это постепенно, чтобы подзадорить покупателя. Но зато, как только отведает он водки, то вся хитрость его тотчас же исчезает, твердость пропадает, он делается мягким и сговорчивым.


Вогул молчалив, и на лице его редко можно подметить знаки удовольствия. Даже во время танцев и возбуждения табаком и водкою его физиономия сохраняет свое обычное спокойствие и угрюмость. В то же время вогул, в противоположность остяку и самоеду, почти никогда не жалуется ни на что. Его сжатые губы, глубокий и мрачный взгляд резко выражают непреклонный характер.


- Одежда вогулов почти не отличается от платья русского крестьянина, а пища крайне невзыскательна. Некоторые из вогулов и ныне еще едят конину. Приготовляется же пища чрезвычайно неопрятно. Рыбу, например, варят вместе с внутренностями и чешуей в котлах, которые никогда не моют. Сначала едят навар, а потом грязными руками и рыбу. Жилища также крайне неопрятны.

У вогулов нет ни пашен, ни огородов, и только немногие из них занимаются скотоводством. Звериною же ловлею они занимаются со страстью, употребляя для охоты ружья, луки, стрелы и рогатины.

- Вогулы, живущие по р. Конде в Сибири, ведут совершенно оседлую жизнь и до того обрусели, что их нельзя отличить от русских крестьян: те же дома, та же одежда и речь, и вся разница замечается только в том, что, умея говорить по-русски, эти вогулы не забыли и свой родной язык. В Пермской губернии тоже приучают вогулов к оседлой жизни и земледелию, но не имеют успеха: дремучие леса и охота привлекают вогула гораздо более, чем хлебопашество.

К.Носилов, "У вогулов", 1900:

Вогулы живут под восточным склоном северного Урала, там, где с запада им граничат низовья Оби.


- Еще недавно воинственный, бодрый, знавший, как топить, добывать из руд Урала железо, медь, серебро, имевший торговые сношения с соседями, войны, - народ этот теперь совсем упал, совсем превратился в первобытного дикаря и так далеко ушел от цивилизации в свои непроходимые леса, так забился в глушь своей тайги, так изолировался, что, кажется, уже больше не покажется на мировой сцене, а, тихо вымирая, сойдет вовсе с лица нашей планеты. Откуда он пришел в эту тайгу, какие великие передвижения народов его вдвинули сюда, он не говорит, он забыл даже свое недавнее прошлое; но его типичные черты, - хотя вогулы уже слились давно с монгольскими племенами, заимствовали от них обычаи, верования,- еще до сих пор напоминают юг, другое солнце: кудрявые, черные волосы, римский профиль лица, тонкий, выдающийся нос, благородное, открытое лицо, осанка, смуглый цвет лица, горячий, смелый взгляд - ясно говорят, что не здесь их родина, что они только втиснуты сюда необходимостью, историческими событиями, передвижениями народов.


- Такие лица скорее напоминают венгерца, цыгана, болгарина, чем остяка, тип которого все более и более начинает преобладать, благодаря кровосмешению.


Ближайшие родственники остяков-хантов - манси, в XIX веке назывались вогулами или вогуличами. Манси делились на две группы родов (фратрии) - "пор" и "мось". Браки заключались только между представителями разных фратрий: мужчины-мось женились на женщинах-пор и наоборот. Главными занятиями вогулов были охота и рыболовство. Поэтому они вели, в основном, оседлый образ жизни и были более склонны к ассимиляции, нежели остяки.

Современные источники


Ма́нси - малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры.

Ближайшие родственники хантов и исконных венгров (мадьяров)

Численность


Всего 12500, из них в РФ (по переписи 2010г.) 12269 человек.

Тюменская область 11614 ч., в том числе Ханты-Мансийский А. О. 10917 ч., Ямало-Ненецкий А. О. 171 ч., Тюменская область (бех ХМАО и ЯНАО) 496 человек.

Свердловская область 251 человек.

Несколько человек - на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

Численность манси в населённых пунктах в 2002 г.


Ханты-Мансийский АО:

Посёлок городского типа Кондинское - 876

Город Ханты-Мансийск - 785

Город Нижневартовск - 705

Посёлок городского типа Игрим - 592

Посёлок городского типа Междуреченский - 585

Село Саранпауль - 558

Посёлок Сосьва - 440

Посёлок городского типа Берёзово - 374

Деревня Шугур - 343

Посёлок Половинка - 269

Деревня Хулимсунт - 255

Село Леуши - 240

Посёлок Ванзетур - 235

Село Ломбовож - 203

Город Сургут - 199

Деревня Нижние Нарыкары - 198

Село Няксимволь - 179

Деревня Юмас - 171

Деревня Анеева - 128

Посёлок Ягодный - 125

Село Перегребное - 118

Посёлок Лиственичный - 112

Посёлок городского типа Луговой - 105

Деревня Кимкьясуй - 104

Тюменская область:

Город Тюмень - 340

Самоназвание (эндо-этноним)

Манси, означает человек и восходит к прафинно-угорскому слову *mańćɜ «мужчина, человек».

Имеет параллели в других угорских языках: хантыйское название одной из фратрий - маньть (mańt́) (В), моньть (mońt́) (И), мась (maś) (О), а также самоназвание венгров magyar.

В разных диалектах мансийского оно имеет разные формы: сосьвинский маньси (mańśi), пелымский ма̄ньсь (māńś), нижнекондинский мӧ̄ньсь (mɔ̄̈ńś), тавдинский мӓньцӣ (mäńćī),нижнелозьвинский ма̊ньсь (måńś).

Название мансийской фратрии Мо̄сь заимствовано из хантыйского мась (mɔś) (О), однако имеет такое же прохождение из общеугорского слова *mańćɜ.

В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. манси (несклоняемое) имансийцы; в ед. ч. мансиец и мансийка, а также манси (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные мансийский и (неизменяемое) манси.

До 1920-30-х годов манси назывались по-русски словом вогулы, которое происходит из хант. u̯oɣaĺ, u̯oɣat.

Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, нем. Wogul, wogulisch.

К этнониму «манси» обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит - сагвинские манси).

Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» - манси народ

Язык и письменность

Говорят, на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.


Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации - уральско-юкагирской) языковой семьи.

Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года - на основе латинского,

с 1937 года - на основе русского алфавита.

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.

Этногенез

Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири, и Северного Казахстана.

Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями.

Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот.

Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось - потомки угров.

Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось - женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.

Антропологическая характеристика


Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков:

Низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),

Общая грацильность (миниатюрность строения),

Неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,

Прямые мягкие чёрные или русые волосы,

Тёмные или смешанные глаза,

Заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус),

Различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью,

- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,

Ослабленный рост бороды,

Относительно широкий рот,

Небольшая толщина губ,

Средне выступающий или убегающий подбородок.

Традиционные занятия

Охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство.

Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой).

Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве.

Орудия ловли рыбы: остроги, сети, ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.

В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы - оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII-XIV веках.

К наиболее развитым областям животноводства можно отнести разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

Кроме того, развито птицеводство.

Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов.

Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики).

Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель.

Использовались гончарные изделия.


Из оружия применялись луки и стрелы, копья, рогатины, различного типа клинки, известны были и доспехи.

Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов.

Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.

В бронзовом литье чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.

Жилище


Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла.

Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей.

Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа.


Летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы.

Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.

Хлеб пекли в отдельных печах.

В период месячных, женщины Манси жили в специальных домах.

Традиционная одежда

Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей - сов.

Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних - женские шубы.

Камус - шкура с ног оленей - шла на изготовление обуви и рукавиц.

Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы.

Украшали одежду меховым мозаичным орнаментом, бисером, бусами, металлическими подвесками, оловянными бляшками.

Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды - рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы.

Дорожной одеждой служила шуба - гусь, по покрою аналогичная парке, но более длинная и сшитая из зимних оленьих шкур.

Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами.

Суконная накидка - лузан была без рукавов, с незашитыми боками, капюшоном, внутренними карманами спереди и сзади.

Подобный лузан, но без капюшона, бытовал у многих уральских народов как охотничья одежда.

Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги - уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу.

Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи - ровдуги.

Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги.

Нижняя часть поршня делалась из куска кожи, со сборками на носке и пятке.

Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами.

Кожаные обязательно украшались ажурными металлическими или костяными накладками.

К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя - для предохранения от несчастий.

Бывали случаи, когда во время охоты пояс приносили в жертву - например, его бросали в воду, чтобы избежать опасности.

Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами.

Интерес вызывает мужская мансийская прическа.

Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками или пуговицами.

В ушах носили серьги.

Мужская прическа в виде кос имеет древнее происхождение. Э

тнографы признают ее одним из этнических признаков тюркоязычных народов от Юго-Восточной Европы до Центральной Азии.

Такую имели и североамериканские индейцы.

В литературе отмечается, что такой обычай манси восходит к эпохе, когда их предки жили в южных степных районах.

Давней традицией является также ношение колец на одном или нескольких пальцах.

Часто кольцо фигурирует в фольклорных сюжетах: с его помощью находят клады, распознают принадлежность к родовому коллективу.

С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей.

Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту.

Позднее стали носить платье - суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан.

По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером.

Бисером украшался и воротник рубахи.

Любопытны выводы этнографов о вышивке женских рубах.

Для нее характерна ярко выраженная полихромия с использованием ниток темных расцветок: красных, коричневых, синих, черных.

Мотивы вышитого орнамента находят прямые аналогии с узорами на тканях восточных и поволжских народов.

Исследователь З.П. Соколова считает, что такое сходство идет от эпохи бронзы, когда существовало единство племен, от которых впоследствии произошли не только финно-угры Западной Сибири, Урала, но и Среднего Поволжья.


Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха или сукна
- сахи.

Самой нарядной считалась шуба белого цвета.

Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки.

Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом.

В каждой местности был свой орнамент.

Например, у сосьвинских манси он связывался с изображением лягушки, а у лозьвинских - соболя.

Женщины носили также распашные кафтаны - нуй сахи - из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани.

Верхотурские манси очень рано заимствовали от русских сарафаны, называли их верхницами.

В будни женщины носили сарафаны из небеленого холста, а по праздникам - из покупных шелковых тканей, чаще всего из китайки.

В середине XIX в. молодые женщины и девушки из лозьвинских манси начинали носить ситцевые юбки с кофтами - шугаями.

Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти.

Праздничные чулки обязательно орнаментировали.

Кожаная поверхность няр расшивалась бисером.

Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами.

Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток.

Исследователи предполагают, что когда-то у мансийских женщин существовал обычай закрывать лицо.

На это, в частности, указывают такие примеры: во время свадьбы женщина закрывала лицо от родственников мужа, во время так называемого медвежьего праздника - от изображений духов. Долго сохранялось поверье, что ходить без платка - значит навлекать на себя несчастье.

Об этом есть фольклорные сведения.

Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам.

Девушки носили головные повязки - панжос.

Сзади их стягивали завязками, а лицевую сторону украшали крупным бисером, монетами, а иногда, как отмечал в 1851 г. корреспондент Русского географического общества Е. Павлов, «что-то вроде змеиных головок, довольно искусно сделанных из кости и утвержденных в недальнем между собою расстоянии».

Бисер для украшений признается материалом, заимствованным у южных народов.

У всех групп манси бытовало нагрудное украшение - турлапс.

Оно состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холщовой ткани.

Иногда нагрудник делали из красного или синего сукна и украшали его оловянными бляшками.

Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера, нанизанных на вплетенные жгуты; иногда использовались металлические и костяные зооморфные подвески.

В целом одежда манси - типичная одежда таежного охотничье-рыболовецкого населения с сохранением некоторых элементов облачения их степных предков.

Национальная кухня

Традиционной пищей манси служили рыба и мясо.

Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной.

Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами.

Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили.

Домашних оленей забивали в основном по праздникам.

Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок.

Беличьи желудки

С открытием охотничьего зимнего сезона охотники добывают много белок.

В урожайные годы кедра у добытых белок желудки, как правило, набиты кедровыми орехами.

Охотники беличьи желудки вместе с содержимым обжаривают и едят. Б

людо относится к разряду деликатесных.

Березовый сок

Манси любят березовый сок.

Собирают его в период сокодвижения, заготавливают в различные емкости.

Икра по-мансийски

Икру манси редко едят в малосольном виде.

Обычно они ее отваривают в рыбьем жиру.

Получается калорийное и вкусное кушанье.

Рыба на рожне

Манси предпочитают жарить на рожне рыбу небольших размеров.

Обычно они на тальниковый шампур надевают 10-15 рыбок, солят и зажаривают около костра.

Ягоды с рыбьим жиром

В тайге растет много разной ягоды: морошка, голубика, шикша, брусника, княженка и др.

Манси активно собирают ягоды и широко их используют в своем питании. Наиболее часто они употребляют ягоды с рыбьим жиром и зеленью

Религия

Формальное православие, однако сохраняются традиционный Пантеизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники).

Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули.

По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр.

Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную.

Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, - ей доступны все три сферы.

Высшие боги в пантеоне - Нуми-Торум и его сын, Корс-Торум.

Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг).


Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведает всей рыбой и зверями окрестных мест.

Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, - посредник между богами и миром («Небесный надзиратель»), его конь - Товлынг-лув, Мых-ими - «Земля-старуха».

Богиня, предупреждающая болезни, Калтащ-эква - богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква - богиня солнца.

Этпос-ойка - бог луны, Най-эква - богиня огня, Сяхыл-торум - бог грома, Косяр-Торум - внук Нуми-Торума.

Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки и живёт в устье Оби. Ещё один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка - покровитель оленьих стад.

Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка - на озере Ялпын-тур.

Хонт-Торум - бог войны, его жена - Суй-ур-эква, помощники - Хуси, Энки.

Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупыг - добрый дух (хранитель), куль - злой дух, менкв - великан-людоед, учи (очи) - лесной монстр, мысь (мис) - добрый великан.

Один из персонажей, Мис нэ - «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж.

У них рождается сын, но люди в селении её обижают, и она уходит обратно в лес.

В деревне Хурум-пауль почитался Йибы-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом.



Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин. Тотем не мог быть объектом охоты.

По поверьям манси - у мужчин - 5 или 7 душ, у женщин - 4 или 6. Из них две - важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же пола, другая уходила в царство Куль-Отыра.


По существу, «духи» являются персонификациями сил и явлений природы.

Примечание: слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» - «женщина, дева», «отыр» - «богатырь».

История

История Манси крайне плохо изучена!

Из очевидного…:

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.

По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды.

В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Предполагается, что первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье.

У Манси выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.

К X веку была известна письменность, металлургия и металлообработка, ювелирное дело и гончарное дело, медицина, ткачество, развита международная торговля.


Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку.

С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.


Манси постепенно вытеснялись на север и восток, в XVIII веке были обращены в христианство.