Соборы телави. Алаверди кафедральный собор и монастырь грузии Собор алаверди

В небольшом грузинском селе Алаверди, располагается одноименный мужской монастырь святого Георгия. «Дарованный Богом», - именно так переводится слово «Алаверди». И это не случайно! Так как первую церковь построил основатель грузинского монашества, знаменитый аскет и проповедник – Иосиф Алавердели.

После смерти старца, в IХ веке началось строительство великолепного Алавердского собора. По сравнению с другими религиозными сооружениями Грузии, это здание отличается особым величием и монументальностью.

В настоящее время в соборе находятся мощи святителя Иосифа и останки равноапостольской Нино Каппадокийской. Также можно посмотреть на величественные крепостные стены, трапезную монастыря, винный погреб и бани начала XVII века. Особенностью этого храма является и то, что здесь сохранились потрясающие соборные росписи, создание которых относится к XV столетию.

Монастырский комплекс Алаверди представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается общенациональной грузинской православной святыней.

Обновлено 05/07/2019

Монастырь Алаверди в Грузии знаменит тем, что на его территории расположен главный собор Кахетии. Многие века кафедральный собор Святого Георгия считался самой высокой церковью Грузии. Расскажу историю создания монастыря, что он из себя представляет в настоящее время и как туда добраться.

История монастыря

Монастырь Алаверди в Грузии основал Иосиф Алавердский — один из 13 ассирийских отцов. Так называют основателей грузинского монашества, которые в середине VI века пришли из Сирии в Грузию. Он построил храм и жил тут до самой смерти в 570 году. Могила монаха сохранилась до наших дней. Впоследствии здесь похоронили многих кахетинских царей.


Собор Алаверди появился в XI веке, когда Кахетия была независимым княжеством. После возведения он становится центром Алавердской епархии и с успехом исполняет данную роль поныне. В средние века собор несколько раз восстанавливали: то после природных катаклизмов, то после войн и набегов противника. В начале XVII века монастырь даже ненадолго стал тюрьмой, а в некоторых его постройках держали коров.


Последние два века статус собора несколько раз менялся. Сначала после присоединения Грузии к Российской империи, затем после установления советской власти.

Важно! Не путайте монастырь Алаверди в Грузии с городом Алаверди в Армении. Это две совершенно разные географические точки. И этимология этих двух слов разная.

Монастырь и собор в наши дни

Монастырь Алаверди в наши дни больше похож на крепость. На его территории, помимо здания собора, стоят жилые постройки и винохранилище. Территория большая, но посетителям мало куда можно пройти.



Внутри собора Святого Георгия сохранились росписи XV века. Долгое время ему принадлежало звание самой высокой церкви Грузии. Лишь недавно это звание у собора Алаверди отняла .


Перед стенами монастыря оборудована большая бесплатная парковка, вход на территорию Алаверди также бесплатный. Время работы: 08:00 – 18:00.


В сезон тут торгуют традиционными для Грузии сувенирами. Недалеко от входа работает ресторанчик с неплохими отзывами.
Монастырь Алаверди на карте

Как добраться до монастыря

Монастырь Алаверди стоит прямо на трассе. Расстояние Телави – монастырь Алаверди 20 километров, из Тбилиси – 106 километров. Теоретически на маршрутке сюда доехать реально, на практике не знаю, осуществимо ли это.

Поэтому к основным вариантам отнесу три способа.

  1. Авто с водителем.
  2. Авто в аренду.
  3. Экскурсия.

Машину с водителем берите на сайте GoTrip . Это удобный сервис с фиксированными ценами и большим выбором водителей. Цены ниже, чем на улице! Обратная дорога в тот же день БЕСПЛАТНАЯ.

Вы можете составить любой маршрут, добавляя и убирая направления.

Мы с друзьями брали авто в аренду на этом сайте . За два увидели почти всю Кахетию. Если решите повторить, то вам пригодятся следующие статьи.

  • Маршрут по Кахетии

Собрал все экскурсии, в которых включено посещение монастыря Алаверди.

Алаверди - это кафедральный собор и монастырский комплекс XI века. Расположен он в поселке Алаверди, что в 20 км от столицы Кахетии - города Телави. Алаверди - главный храм всей Кахетии.

Алаверди основал ассирийский отец Иосиф Алавердский в VI веке. В то время это был небольшой скит, к которому приходили люди, чтобы послушать рассказы монаха-отшельника о вере, добродетелях и пороках. После смерти Иосифа Алавердского он был захоронен в церкви, его могила и сегодня находится в северной части современного собора. В начале XI века царь Кахетии Квирике III построил на месте древней церкви кафедральный собор Святого Георгия и монастырский комплекс Алаверди. Собор пережил многое: набеги, завоевания, землетрясения и разрушения от человеческих рук. В 1530 году храм пострадал от сильного землетрясения. В 1614 году жестокий иранский шах Аббас совершил набег на эти места. Персы заселили Алазанскую долину туркменами, которые превратили монастырь в скотный двор, а виноградники - в пастбища. В 1660 году произошло Бахтрионское восстание, персы были изгнаны, а монастырь спасен.В 1700 году на храм напали лезгины. А в 1742 году храм ждала еще одна беда - вновь произошло землетрясение, которое повредило собор. После присоединения Грузии к Российской империи в начале XIX века епархия в храме то уничтожалась, то вновь восстанавливалась, а в 1929 году ее окончательно ликвидировала советская власть. Возрождение монастыря началось относительно недавно - в 1990-х годах благодаря нескольким монахам во главе с Амбой Давидом.Сегодня Алаверди представляет собой действующий мужской монастырь и целый комплекс сооружений при нем - храм Святого Георгия, трапезная XVI века, баня, колокольня, епископский дворец, винодельня и собранный из обломков огромный древний квеври. При монастыре расположен так называемый музей винограда - здесь растут более 500 сортов винограда, в том числе редких и когда-то утерянных. Высота собора - 50 метров, а высота внутреннего пространства превышает 42 метра. До строительства храма Цминда Самеба в Тбилиси Алаверди был самым высоким собором Грузии. По форме монастырь представляет собой крестообразное сооружение - триконх. Несмотря на многократные разрушения, собор сохранил первоначальные очертания. Только из трех галерей, окружавших храм, сохранилась лишь одна. Снаружи стены монастыря украшены резьбой в виде орнамента.Внутри храма сохранились древние фрески, потрясающие своей красотой изображения отцов и апостолов церкви, надписи на древнегрузинском языке и картины, датированные XV веком.Собор Алаверди отражает покой и величие этих мест. Возведенный в XI веке, он и сегодня поражает грандиозностью своих масштабов. Ощущение присутствия многовековой истории и следы трудов людей, живущих здесь, делают атмосферу этого места особенной.Ссылка на

Гео - земля. Грузия - пространство, которое взращивает, наполняет подобно лучу солнца.

Мир Алаверди - это особое пространство в пространстве: застывшее время, сохранившее чистоту и ритм, архитектура, имеющая свое собственное звучание, люди с глубоким, чистым взглядом.

Есть места на земле, аккумулирующие смысл и суть нашего бытия. Одним из таких мест является пространство Алаверди, где в преддверии церковного праздника монастыря 20 - 22 сентября 2016 нас ждет уникальное событие - .

Монастырь Алаверди - место творения, где живы процессы, возвращающие нас к истоку, смыслу бытия, где творится мистерия, погружающая нас в реальное чудо. Это чудо выражено в явлении животворящей эссенции, которую потом и трудом творят Владыка Давид, отец Герасим, отец Иосиф.

Это монастырь, монахи которого своим служением явили нам реальное чудо в виде чудодейственных эликсиров (которые и вином в привычном понимании сложно назвать), содержащих тонкий и воистину божественный нектар.

Земледелие учит нас смирению и упованию. Обрабатывая землю, мы следуем воле небес, божьему велению. Это не выдуманная нить, это струна, соединяющая нас с небом. Тело Адама и тело кувшина имеют единую структуру, единую кровь. Алаверди - это место, где мы можем стереть время, где проложена тропинка к истине, живущей тысячу лет назад и сейчас. Место, стирающее историю и границу, когда в наше время мы можем пережить историю давно минувших дней. Вино, сделанное в квеври, радует душу человека. В монастыре Алаверди это еще соединено с силой пространства.

Не меньшим чудом является то, что сегодняшнее вино из Алаверди такое же, как оно было тысячу лет назад. Мы имеем уникальную возможность соприкоснуться со временем, когда собственно вино несло в себе идею мистерии. Никакое другое вино не может быть таким, каким оно было десять веков назад. Для воспроизведения подобных условий нужна лаборатория, коей и является монастырь Алаверди, где плотское время останавливается. Вечность присутствует здесь, где меняется время, а следовательно, и законы делания - по богоисчислению, а не по часам.

Получается, говорить и воспринимать вино как тысячу лет назад можно, но только в определенных местах, одним из которых и является монастырь Алаверди, где реализуется основной закон виноделия - искренность и честность, где каждый бокал вина - это , наполненная светлым напитком. Конечно, особо хочется отметить уникальность белого вина, имеющего силу, которую, пожалуй, мы можем увидеть только здесь.

При всем уважении к хорошим и даже великим винам, найти такую силу и благость в вине можно лишь в Алаверди. И хотя можно говорить о том, почему и как это получается, но все-таки без чуда такое невозможно. То, в каком спектре и силе здесь открывается … Сложно вообразить, что такое вообще возможно! Все белые вина монастыря имеют душу, находятся в развитии, имеют силу и рост. Если вы хотите открыть код вина, вина не просто как продукта, а как гена, открывающего силу пространства, то вам следует приобщиться к таинству Алаверди.

История монастыря

Есть на Земле места, которые будто бы аккумулируют незримую для нас силу и мощь, где интуитивно мы чувствуем себя пробужденными, более возвышенными и живыми. Таким удивительным «кластером» на земле Грузии стала Кахетия, а именно небольшой регион Алазанской долины. Именно здесь оказалось сосредоточено большое количество мест, связанных с духовностью, верой, служением и очищением. Монастырь Икалто (основан в VI веке), церквушки возле разрушенной крепости Бахтриони, храм Кветера (первая половина X-го века), замок Греми (XVI век), монастыри Старая и Новая Шуамта (Дзвели-Шуамта и Ахали-Шуамта, V-го и XVI-го века соответственно) и, конечно же, жемчужина этих места - храм Алаверди!

Алаверди (ალავერდი) не просто сооружение, памятник древности или легенда - нет! Это уникальное явление нашего мира, так как данный храмовый комплекс представляет собой некую вершину духа человека, высочайшую ноту в пространстве, которая зазвучала благодаря вере Иосифа Алавердского (Иосеба Алавердели). На протяжении веков она не теряла свою силу, невзирая на политические, военные, культурологические катаклизмы. Звучит эта нота и сейчас, являясь невидимым камертоном для людей, живущих в храме, и позволяя прикоснуться к чему-то великому его гостям.

«Единственность» собора проявляется во многих вещах: на протяжении веков это был самый высокий храм Грузии среди «Четырех Кафедралов» (50 м.), это место захоронения как самого Иосифа Алавердского, так и христианских святых и мучеников, а также лиц царских кахетинских семей. Здесь уникальным образом переплетается древнее христианское служение и традиции классического грузинского виноделия. Сегодня ведение дел храма, служение и работа на виноградниках и в винном погребе происходит силами трудов и молитв всего четырех монахов. «С любовью и помощью Божией!» - так говорят сами братья храма Алаверди.

История

Алаверди означает «Алаванская долина» (Алва Хварди). Храм стал центром епархии в начале XI-го века, когда Квирике III Великий, на годы правления которого приходится расцвет Кахетии, на месте деревянной церкви построил каменный кафедральный собор невероятного величия и красоты. Он заменил собой первоначальное деревянное строение, возведенное Иосифом Алавердским, одним из двенадцати ассирийских отцов, которые пришли на землю Грузии в шестом веке с целью нести людям слово божие.

Жизнеописание Иосифа полно удивительных фактов: известно, что уже в юности он выбрал для себя путь монашества и служения. Под руководительством Иоанна Зедазнийского он прибыл в неизвестную для себя страну - Грузию, где получил для проповедования один из регионов - Кахетию. Иосиф обосновался в самом центре Алазанской долины, построив небольшой скит. Отсюда он уходил в села беседовать с местными жителями, объяснял им основы своей веры, говорил о добродетелях и пороках. Со временем молва об Иосифе стала распространяться все шире: о его мудрости и святости, о том, что его не трогают дикие животные (наоборот, они становятся кроткими в его присутствии и тянутся к нему), что к этому отшельнику присоединяются и знатные, и богатые, и простолюдины, отказываясь от своей прежней жизни.

Со временем люди стали все чаще приходить к скиту Иосифа, некоторые оставались подле него. Довольно скоро возникла обитель и был возведен храм в честь Святого Георгия (Цминда Георги).

За свою долгую историю собор пережил многое: набеги и завоевания, землетрясения и разрушение от рук человеческих. На непродолжительное время он становился крепостью, тюрьмой и даже коровником, но, как феникс, раз за разом он очищался и возрождался вновь.

О важности Алаверди как центра епархии в прошлом говорит тот факт, что до XIII-го века глава собора возглавлял всю кахетинскую церковь, а без его совета кахетинский царь не принимал ни одного политического, военного или социального решения.

В определенный период, помимо религиозного значения, монастырь выполнял также культурно-просветительскую функцию: в XVI-XVIII веках здесь писали и переписывали книги известные грузинские писатели и каллиграфы, имелась обширная библиотека с рукописями.

В XVII-XVIII веках Алаверди был женским монастырем, здесь принимали постриг и становились инокинями представительницы царской семьи.

В 1828 году, после присоединения Грузии к России, была отменена автокефалия грузинской церкви, и алавердийская епархия была упразднена. На протяжении последующего века ее несколько раз восстанавливали, но в 1929 году, при советской власти, ее снова отменили.

Возрождение Алаверди началось относительно недавно - в 90-х года XX-го века - благодаря подвижничеству нескольких монахов во главе с Амбой Давидом (от греческого «авва» - отец).

Сегодня это действующий мужской монастырь и целый комплекс, состоящий из храма Святого Георгия, трапезной XVI-го века, колокольни, епископского дворца, жилых монастырских построек, винодельни и виноградников. Здесь сохранилось самое главное - изначальная архитектура, фрески и атмосфера пространства собора.

Геометрия природы и человеческого духа

Надо сказать, что Алазанская долина сама по себе прекрасное творение природы: она тянется на 150 км вдоль реки Алазани, здесь очень мягкий и здоровый климат, от северных ветров и холодов эти места хранит главный Кавказский хребет, правый берег реки слегка приподнят и будто бы подставлен солнцу.

Собор отражает покой и величие этих мест. Возведенный в XI-м веке, он и сейчас поражает гармонией своих выверенных пропорций. Вся его структура, вслед за куполами, кажется, будто бы устремлена ввысь, в небо.

Стены внутри собора ничем не закрыты, это позволяет изучать особенности строительства и архитектуры. Внутри также сохранилось множество фресок. Они относятся к разным векам, некоторые из них не раз заштукатуривались, представляя, таким образом, несколько слоев. В жертвеннике находятся изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, на стенах храма можно видеть изображения отцов церкви и апостолов, надписи на древнегрузинском языке.

Еще одним кандидатом на занесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО является кафедральный собор Алаверди. Эта архитектурная – один из крупнейших древних храмов. Ежегодно в сентябре к стенам Алаверди съезжаются желающие отпраздновать Алавердобу – религиозный праздник в честь алавердского епископа Иосифа.

Мифы и факты

В VI веке монах Иосиф Алавердский, один из основателей монашества в Грузии, построил церковь Святого Георгия. (Кстати, это до сих пор официальное название собора). Постепенно вокруг храма возник монастырь Алаверди.

В начале XI века царь Кахетии Квирике III на месте древней церкви возвел кафедральный собор. В княжестве Кахети он считался самым главным, а алавердские епископы занимали высокое положение в обществе.

Изначально Алаверди был мужским монастырем, но в XVII-XVIII веках стал женской обителью, где жили монахини царского рода.

Строения не раз разрушались землетрясениями (1530, 1668, 1742 годы) и захватчиками: иранский шах Аббас I - 1614 год, туркменские кочевники – XVII век, лезгины – рубеж XVII-XVIII веков. Однако многочисленные реконструкции существенно не повлияли на внешний вид храма.

Помимо религиозной, монастырь выполнял еще и культурно-просветительную функцию: здесь в XVI-XVIII веках писали и переписывали книги, имелась обширная библиотека, где хранились рукописи.

В наше время Алаверди действует как , а нравы там очень строги.

Что посмотреть

Монашеский комплекс окружен стенами, внутри расположен собор святого Георгия, жилые постройки и винохранилище.

Собор – яркий образец средневековой грузинской архитектуры. В плане он представляет собой триконх - крестообразное, церковно-купольное здание, построенное из галечника, облицованного плитами желтоватого туфа.

Снаружи храм местами украшен орнаментальной резьбой. Высота постройки около 50 м, внутреннее пространство высотой 42 м поражает своей масштабностью. Собор является вторым по высоте (после Самеба) и самым высоким храмом из четырех «Великих Кафедралов» (Ошки, Светицховели, храм Баграта, построенные в X-XI веке).

Интересны роспись и фрески XI, XV, XVIII веков, изображающие святых и сцены из жизни, надписи на древнегрузинском языке, усыпальницы кахетинских царей, а также могилы святого Иосифа Алавердского и великомученицы Кетеван.

На территории монастыря расположены развалины древних построек (трапезной, бани, колокольни, XVII век), а у монастырского винного погреба впечатляет собранный из обломков огромный древний квеври – кувшин для изготовления вина.