Успенский Княгинин монастырь (Владимир). Княгинин Успенский монастырь: описание, история и интересные факты Архитектурные памятники монастыря

Успенский Княгинин монастырь во Владимире - православная женская обитель, основанная в начале XIII столетия и в наши дни являющаяся действующим женским монастырём Владимирской и Суздальской епархии. Белокаменный Успенский собор монастыря - памятник архитектуры, включённый в список объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Княгинина обитель

XII век… Время бурного расцвета Владимира , города, в то время бывшего не только столицей Владимиро-Суздальского княжества, но и главным городом всей северо-восточной Руси. Процветание столицы княжества связано с именем князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо , возглавившего Владимирское княжество в 1176 году. Благодаря князю Всеволоду столица княжества украсилась многими сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры - Успенским и Дмитриевским соборами, Богородице-Рождественским мужским монастырём .

Но особое место в этом списке занимает Успенский Княгинин монастырь, основанный первой женой Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной (дочерью чешского князя Шварна). Согласно летописям, в 1197 году после рождения младшего сына Ивана (в будущем - удельного князя стародубского), благочестивая и мудрая княгиня сильно заболела, поэтому дала обет основать во Владимире девичью обитель. Уступив настоятельным просьбам жены, Всеволод Юрьевич выделил в северо-западной части города незастроенный участок и в 1200 году новая обитель была основана и посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы. А уже вскоре после основания обитель получила и второе название - Княгинина, сохранившееся за ней спустя много веков.

Княгиня опекалась девичьим монастырём, поэтому в том же, 1200 году, в новой обители было начато строительство величественного Успенского собора - главного монастырского храма, завершённое в 1202 году. Помимо собора в обители появились кельи настоятельницы и насельниц, хозяйственные постройки. А спустя три года после освящения соборного храма княгиня Мария Шварновна, чувствуя близкую кончину, приняла постриг с именем Марфа и удалилась в основанную ею Успенскую обитель, где после смерти и была погребена в Благовещенском приделе, устроенном на северной паперти. С тех пор Успенский Княгинин монастырь стал родовой усыпальницей княгинь, сестёр и дочерей княжеского Владимирского рода, а самыми известными захоронениями были могилы сестры княгини Анны, обеих жён князя Александра Невского (Александры и Вассы), приходившегося Марии Шварновне внуком, и его дочери Евдокии.

В 1230 году, в память о матери владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович привёз в Успенскую обитель из болгарского похода мощи святого мученика Авраамия Болгарского и установил их в Благовещенском приделе. Мощи почивали там до 1711 года, когда были торжественно перенесены в главный придел собора и положены в новую богато украшенную раку.

Вскоре после основания Княгинин монастырь стал самой богатой и знаменитой женской обителью Руси, а его инокини - образцом благочестия и послушания. Жизнь в благоустроенном и благоукрашенном девичьем Княгинином монастыре текла медленно и размеренно, но толстые стены обители не смогли защитить насельниц от житейских бурь. В феврале 1238 года после восьмидневной осады татарское войско Батыя ворвалось в город и находившийся вблизи Золотых ворот монастырь был разграблен и почти полностью сожжён, но уже вскоре был полностью восстановлен.

Ещё не раз Успенская обитель подвергалась полному разрушению, но каждый раз, как мифическая птица Феникс, возрождалась из пепла. Но после самого масштабного разгрома, учинённого ордой татарского царевича Талыча в 1411 году, на целое столетие жизнь в Княгинином монастыре замерла. Возродился монастырь только в начале XVI века, когда на фундаменте разрушенного Успенского собора по его образцу был выстроен новый кирпичный храм. Возведённый в стиле раннемосковского зодчества собор стал украшением обители. Фасады его массивного четверика с тремя высокими апсидами неизвестный архитектор опоясал галереей, завершил закомарами, обрамил основание светового барабана ярусами кокошников и увенчал его мощной шлемовидной главой с крестом на яблочке. О внутреннем убранстве собора тех лет сведений не сохранилось, но можно предположить, что он был достаточно пышно благоукрашен иконами и церковной утварью.

В документах XVI века содержатся письменные упоминания ещё об одном монастырском тёплом храме, освящённом во имя Иоанна Златоуста, но о его дальнейшей судьбе вплоть до XIX столетия больше ничего не известно.

В середине XVI столетия появилась традиция одаривать девичью обитель жалованными грамотами. Например, царь Иоанн IV Грозный не только пожаловал Княгининой обители земельные угодья, но и лично опекался благоустройством монастыря, а в годы его царствования в монастыре были обустроены хоромы царицы, за содержание которых отвечал лично владимирский воевода. В хоромах периодически появлялись царственные гостьи - сноха Иоанна IV Васильевича (жена царевича Ивана) Феодосия (в некоторых источниках - Пелагея) Михайловна и Ксения (дочь царя Бориса Годунова).

В 1540-1550-х годах, когда предстоятелем Церкви был патриарх Московский и Всея Руси Иосиф, девичья обитель начала благоустраиваться. Благодаря личным пожертвованиям патриарха Иосифа в Успенском соборе монастыря был устроен новый иконостас, написаны иконы, для богослужений приобретено облачение священников и церковные сосуды, а ризница пополнилась богатой утварью. Пожертвовал патриарх и на ремонт монастырских строений - на всех храмах были перекрыты крыши, стены были украшены росписями, выстроена колокольня, специально для которой были куплены два колокола-благовестника, а весь комплекс монастырских зданий опоясала ограда. Видимо, тогда же в монастыре была создана школа золотого шитья, существовавшая вплоть до упразднения обители в начале минувшего века.

О судьбе монастыря в XVII-XIX веках

Со смертью Иоанна Грозного завершилась эпоха правления Рюриковичей и Русское царство поглотила Смута - жестокое и кровавое время, принесшее многие беды и страдания. Литовские и польские интервенты, рыскавшие по необъятным русским просторам в поисках лёгкой наживы, не могли оставить без внимания девичью обитель - Княгинин монастырь был разграблен и на долгие десятилетия жизнь в нём угасла.

Но уже первые государи Романовы - Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович не только начали постепенное возрождение девичьей обители, но и продолжили традицию одаривания монастыря жалованными грамотами. Новые цари делали богатые вклады в монастырскую ризницу и жертвовали большие суммы на поддержание храмов и строений в должном виде. Так, в 1647-1648 годах Успенский собор был украшен - артель мастеров под началом известного московского изографа Марка Матвеева расписала фресковыми картинами на евангельские сюжеты все стены и своды, а в 1665 году к собору был пристроен Христорождественский придел.

К началу XVIII столетия Успенский Княгинин монастырь был одной из самых благоустроенных женских обителей, его насельницы ни в чём не испытывали нужды - обширные земельные угодья и вотчинные сёла давали неплохой доход, а щедрые жертвователи помогали поддерживать здания монастырского ансамбля в порядке.

Информация для посетителей

  • Успенский Княгинин монастырь открыт для паломников и туристов каждый день с 8.00 до 20.00 часов. Ежедневно, в воскресные и праздничные дни в храмах обители совершаются богослужения и отправляются церковные требы.
  • Для всех желающих ежедневно с 11.00 до 17.00 часов в монастыре проводятся экскурсии, которые можно заказать по телефону, указанному на официальном сайте монастыря.

Свято-Успенский Княгинин монастырь

История Книгинина монастыря

Многое перенёс Свято-Успенский монастырь. За 800-летнюю историю его не раз жгли и разоряли. Глубокий след оставило после себя польско-литовское нашествие 17 столетия. Ещё более тяжкими стали последствия реформ 1770 года, которые были изданы Екатериной Второй. Но самое сильное разрушение понёс монастырь от случившегося в 19 веке пожара, унёсшего с собой многие свидетельства минувших времён. Но не смотря на былые трудности, к началу 20-го столетия женская обитель вновь расцвела! В советские времена, как и многие другие религиозные учреждения, Свято-Успенский монастырь был закрыт. Его помещения использовались под зернохранилища. А после, как музей атеизма.

Возрождение

Новую жизнь Княгинин монастырь обрёл в наши дни. В 1993 году с него стряхнули пыль забвения. Монастырь был восстановлен, а в его стенах вновь поселились монахини. Из древних строений монастыря наиболее интересными, дошедшими до нас являются: Успенский собор Книгинина монастыря — 1500 года постройки и Казанская церковь, возведённая в 1789 году. Кроме этого, по всему периметру монастырских владений располагаются монашеские кельи, построенные во второй части 19 века.

Архитектурные памятники монастыря

Успенский Собор

Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире

Успенский собор был выстроен на фундаменте своего предшественника, стоящего здесь аж с 1200 года. Вероятно он был разрушен при монголо-татарах, а нынешний храм датируется 1500 годом. Внешнее убранство Успенского собора не столь поэтично как его внутренний облик. Оно лаконично и геометрически точно. Основные достоинства собора спрятаны от посторонних глаз внутри храма. Там сохранились фрагменты старинных росписей середины 17 столетия, их красота способна восхитить каждого путешественника! Здесь же обрела свой новый дом весьма ценная и почитаемая Боголюбовская икона Божьей Матери.

Фрески Успенского собора Княгинина монастыря

Казанская церковь

Казанская церковь Княгинина монастыря во Владимире

Также туристам будет интересно посетить Казанскую церковь, ранее на её месте стояла церковь Иоанна Златоуста (первые её упоминания относятся к 1665 году) На сегодняшний день она является северным пределом храма. Южный предел был достроен в 19 веке и назван в честь Авраамия Болгарского. В 2007 году церковь была возрождена и вновь освящена.

Мозайка «Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго» на апсиде Казанского соборе Княгинина монастыря

Туристам

В наши дни в монастыре располагается детский приют и регентская школа. Сам монастырь действующий, на его территории проживают почти три десятка монахинь. Это стоит учесть туристам при посещении монастырских стен. Самое интересное находится внутри Успенского собора. Прихожан воодушевляют и впечатляют фрески середины семнадцатого века. Особой, необычайной красотой отличается художественная композиция «Страшный Суд».

Атмосфера монастыря, стоящего в тихом уютном местечке Владимира наполнена покоем и древней мудростью, она гармонична и позволяет пришедшим осознать самого себя. Даже только лишь ради этого Свято-Успенский Книгинин монастырь достоин вашего внимания!

Один из главных городов Золотого кольца - Владимир был когда-то могучей столицей Северо-Восточной Руси. До наших времен сохранилось несколько исторических построек, помнящих правление великих князей, основателей Владимирского княжества. Лучше всего сохранились храмы, монастыри и другие религиозные строения. Одной из древнейших достопримечательностей Владимира является Княгинин монастырь, основанный предположительно в 1200 г.

Возникновение его связано с именами великого князя Всеволода Большое Гнездо и его супруги Марии Шваровны. Семья их была очень плодовита, в браке родилось двенадцать детей, за это князь и получил прозвище «Большое гнездо». Мария Шваровна отличалась особой набожностью, поэтому, когда после последних родов она сильно заболела, то попросила мужа основать монастырь, который назвали в честь ее Княгининым. Почувствовав скорую смерть, княжна приняла постриг в монахини в созданном монастыре и вскоре скончалась.

Как пишут многие летописцы, все жители Владимирского княжества горько оплакивали кончину любимой княгини. А Княгинин монастырь стал с тех пор родовой усыпальницей великих княгинь. Здесь были захоронены сестра и дочь Марии Шваровны, обе жены и дочь князя Александра Невского, который являлся внуком благочестивой основательницы Успенского Княгининого монастыря.


Так как монастырь этот был очень богатым, то во время татаро-монгольского нашествия не раз страдал от набегов и разорений. Затем в Княгинин монастырь не раз ссылали неугодных царевен. Так, здесь какое-то время проживала одна из жен царевича Ивана, сына Иоанна Грозного, которую упекли сюда за бездетность, а позже в этом же монастыре нашла приют царевна Ксения - дочь царя Бориса Годунова.


С петровских времен начался упадок монастырской жизни, а после прихода к власти большеви-ков древний Княгинин монастырь вообще закрыли и дали ему новое название - поселок Воровского.

Только с 1992 г. возобновилась монашеская жизнь. Монастырю вернули его главную святыню - икону Боголюбской Божьей матери, которая считается первой иконой, написанной русскими мастерами. До этого все иконы привозили из Византии. Считается, что написана она по велению Андрея Боголюбского, а, следовательно, ей примерно 850 лет. Поместили ее в Успенском соборе.

Кроме того здесь же хранится другая важная реликвия - частица мощей святого Авраамия Болгарского. Этот святой изначально исповедовал ислам, но затем принял православие. Не поддавшись на многочисленные уговоры отречься от христианской веры, он был казнен. Позже владимирский князь Юрий, сын Всеволода Большое Гнездо перенес мощи святого в Княгинин монастырь. Говорят, от них происходили чудесные исцеления от душевных и глазных болезней.

Тот Успенский собор, который можно сейчас увидеть в монастыре был выстроен в XVI веке на фундаменте более раннего храма. За кирпичной кладкой сохранились фрагменты древних стен. В середине XII века интерьер церкви украсили чудесными фресками, выполненными московски-ми мастерами. К счастью, и они в целом сохранились.



Восстановление Княгининого монастыря, хранящего историю великих князей Владимирской земли, продолжается. Остается надеяться, что ничто не помешает былому процветанию этого святого места.

Цены и отзывы на отели во Владимире

Цены и отзывы на отели в Суздале

Успенский собор Успенского Княгинина монастыря во Владимире.


Святыни обители:

Боголюбская икона Божией Матери.

На северной паперти Успенского собора, где сейчас расположен Благовещенский придел, была погребена основательница монастыря великая княгиня Мария Шварновна , в схиме Марфа. У ее гробницы по воскресным дням читается молитва, поются тропарь, кондак и величание. Многие почитают святую княгиню, молятся ей и получают от нее помощь.

Великая княгиня Мария была прославлена в Соборе Владимирских святых - 23 июня / 6 июля. В обители еще отмечается день ее кончины 19 марта /1 апреля. Служится лития, поются тропарь, кондак.

Икона великомученика и целителя Пантелеимона.

По благословению архиепископа Евлогия и ходатайству игумений Антонии в 1999 году на Святой Горе Афон, в скиту праведной Анны, была написана икона великомученика и целителя Пантелеймона. Усердием настоятеля Афонского подворья в Москве игумена Никона (Смирнова) икона была доставлена во Владимир. Здесь, у стен Княгининой обители, ее встречали крестным ходом.

Икона великомученика и целителя Пантелеимона в житии. Конец XX века. Находится в Успенском соборе обители.

Осенью того же года по благословению владыки Евлогия икона великомученика Пантелеймона крестным ходом была пронесена по всей епархии. И сразу же от нее стали проистекать чудеса - исцеления, мироточение, утешение скорбящих и облегчение житейских тягот. По возвращении в монастырь икона была украшена житийными клеймами, в нее был вставлен серебряный мощевик с частицей мощей святого Пантелеймона и устроен резной деревянный киот.

В 2005 году по благословению владыки Евлогия икона вновь была пронесена крестным ходом по епархии. И от нее вновь проистекали исцеления, утешения и благодатная помощь. Икона снова замироточила, и мироточение продолжается до сего времени.

Заключительное слово.

Десятого апреля 1993 года, на Лазареву субботу Высокопреосвященнейшим архиепископом Евлогием было совершено освящение Успенского собора Княгинина монастыря. С тех пор прошло 14 лет, за эти годы внешний облик и внутренняя жизнь монастыря очень изменились. Отстроено четыре сестринских корпуса, детский приют и регентская школа, отреставрирован монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 2008 году мы будем праздновать 15-летие возобновления монашеской жизни в обители. Сейчас в монастыре живут и трудятся 29 насельниц: 11 монахинь, 11 инокинь, 4 послушницы и 3 трудницы, которые проходят искус для поступления в обитель. Самой старшей почившей о Господе в 2007 году - монахине Христине было 97 лет, младшей сестре - 22 года. Монашеская жизнь обители протекает по уставу, утвержденному правящим архиепископом Евлогием. С молитвой тесно соединяются трудовые послушания.

За последние годы мы праздновали три важных даты, связанные со славной историей обители. В 2000 году -800-летие открытия монастыря, в 2003 году - 10-летний юбилей вновь открытой обители, в 2006 году - 800-летие со дня кончины его основательницы - великой княгини Марии Шварновны.

В 2007 году во Владимирской епархии проходили торжества, связанные с 850-летием написания Боголюбской иконы Божией Матери. Для сестер особенно дорог этот день, так как открытие монастыря началось с того дня, как величайшая святыня Русской земли Боголюбская икона Божией Матери была перенесена в эти стены.

Мы благодарны всем, кто помог нам в трудные годы становления монастыря, и будем рады принять всех желающих посетить нашу святую обитель.

С использованием материалов из книги «Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире».