Хельсинки: «Дом и ателье Алвара Аалто. Дворец «Финляндия» (арх. Алвар Аалто) Алвар аалто дворец финляндия

Хуго Алвар Хенрик Аалто - новатор финской архитектуры, «отец» североевропейского модернизма и представитель скандинавского дизайна ХХ века.


Алвар Аалто - финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайна

Детство, юношество, обучение

Будущий зодчий родился 3 февраля 1898 года в небольшом финском поселении Куортане, в семье лесника. Детство юный Алвар провел в деревне Алаярви среди поэтической северной природы, любовь и бережное отношение к которой он пронес через все свое творчество. Рос Аалто очень любопытным и самостоятельным ребенком, что в дальнейшем объясняет его тягу к созданию новаторских идей и переосмыслению существующих архитектурных канонов.

Интерес к искусству проявился в юноше благодаря урокам рисунка, которые он посещал, учась в лицее г. Ювяскюля (Jyväskylä Lyceum) . На этих уроках местный художник Йонаса Хейска обучил Алвара графике и объемно-пространственному мышлению.

Финляндия и Аалто едины - она служит ему источником вдохновения

Начало карьеры

В 1916 году Алвар поступает на архитектурный факультет Политехнического института г. Хельсинки (Teknillinen korkeakoulu) , где его наставником становится Сигурда Фростеруса - один из ведущих архитекторов рационалистического крыла Финляндии того времени. Именно Фростерус повлиял на формирование стилевых предпочтений юного Аалто. По счастливой случайности позднее архитектор создал проект расширения кампуса своего института, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь Алвара Аалто (Aalto University School of Science and Technology) .

Учебные годы были прерваны на непродолжительный период гражданской войной, но это не помешало Аалто в 1921 году стать дипломированным архитектором.

Профессиональное «крещение» молодой зодчий получил еще в студенческие годы благодаря проекту реконструкции деревянного дома родителей в Алаярви. Именно с этого проекта начинается «большая любовь» Алвара к работе с деревом. Финляндия с ее трудолюбивым народом и недавно обретенной независимостью определила основную черту его мировоззрения - чувство самоутверждения.

Дом Алвара Аалто в Хельсинки, 1936

Поиск своего стиля

В 1923-м Аалто возвращается в Ювяскюля и открывает свою первую архитектурную мастерскую под названием «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник». В этот период архитектор начинает формировать свой стиль и подход к проектированию, смешивая рационализм функционалистов и подражание истории у неоклассиков.

Также архитектор начинает экспериментировать с идеей национального романтизма, применяя в проектировании традиционные природные материалы (дерево, кирпич, гранит, т.д.) и тесную связь построек с природным окружением. В 1927 году Алвар Аалто, уже вместе со своей женой Айно, переехал в город Турку.

В этот год был создан проект библиотеки в Выборге - один из самых известных объектов архитектора. В этом проекте архитектор впервые также разрабатывает дизайн помещений и мебели, что в последующих работах становится обязательным условием.

При проектировании здания Аалто создавал «идеальное пространство», в котором было продумано все: от мелочей декора до освещения в разное время суток.

Библиотека в г. Выборге


Автор фото: Egor Rogalev

В 2013 году была произведена полная реконструкция здания библиотеки. Был сохранен аутентичный вид интерьеров и всех элементов декора и мебели. На данный момент объект вновь открыт для посетителей.

Желание заниматься не только архитектурой, но и предметным дизайном подтолкнуло архитектора в 1933 году переехать в Хельсинки и открыть собственную фирму «Артек». Начался выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. В работах он отдавал предпочтение природным материалам и силуэтам: ламинированное дерево и стекло, абстрактные формы и гибкие силуэты. Аалто воспроизводил знакомые очертания живой природы, используя тонкие слои цельной древесины, придавая им изогнутую форму.

Кресло Paimio, 1932

Трехногий табурет №60


Предметам дизайна Алваро Аалто не подвластно время. Не теряя актуальности, они и по сей день массово привлекают людей и оказывает все большее влияние на эстетические вкусы потребителей. К примеру, любой желающий прямо сейчас может приобрести табурет дизайна Алвара в ИКЕА.

Зрелое творчество

Строгость геометрических форм, присущая в начале карьеры, уступила место свободе и гибкости объемно-пространственной композиции. Архитектор воссоздавал силуэты и мотивы природы в своих работах.

Эксперименты этого времени воплотились в проекте виллы Марейа (1939), созданной для семьи коллекционеров искусства. По словам архитектора, эта вилла стала его любимым «детищем». В этом проекте Алвар Аалто впервые «впустил» природу в жилое пространство человека. «Открытая» планировка, многочисленные окна и природные строительные материалы создали естественную и комфортную среду для жизни. В дальнейшем виллу Марейа сравнивали со знаменитым Домом над водопадом Френка Ллойда Райта.

Для него единство с окружающей средой - непререкаемый закон!

Всемирное признание

Работы дизайна Аалто принимали участие на выставках Парижа (1937) и Нью-Йорка (1939). Уже с 1930-х годов часть экспозиции Нью-Йоркского Музея Современного Искусства состояла из элементов декора и графики архитектора.

Проекту Финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году принес архитектору мировую славу. Именно эту работу сам Фрэнк Ллойд Райт назвал «работой гения».

После приобретенной мировой славы Аалто начинает получать проекты за рубежом, например, кампус Массачусетского технологического университета (MIT). Также в этот период он ведет курс лекций (1940–1948) в этом университете. Вернувшись в Финляндию, Аалто разрабатывает проект дворца «Финляндия», муниципального центра в Сяюнятсало и другие «знаковые» здания современной Финляндии.

Дворец «Финляндия»


Бесспорно, Аалто принадлежит большой вклад в архитектуру ХХ века, в центре внимания которой всегда должен стоять человек. Его успех сформирован на простоте во всем: линий, объема, материала, текстуры - все, что понятно и естественно для людей. Умер архитектор в возрасте 78 лет, оставив после себя память, знания, пример и вдохновение для последующих поколений.

Известные проекты

Санаторий в Паймио, 1933


Автор фото: FEDERICO COVRE

Санаторий в Паймио вблизи Турку - один из первых крупных проектов архитектора. Органичные и продуманные планировки сделали объект символом перехода Аалто к рационалистической архитектуре. Как говорил сам архитектор, в первую очередь санаторий - это медицинский инструмент, и он должен служить людям.

Музей современного искусства в Ольборге, 1972


Автор фото: Lisette Hedegaard

Проект был спроектирован Алваром Аалто в сотрудничестве с его второй женой Элиссой и датским архитектором Жан-Жаком Барюелем. Здание имеет форму зиккурата и гармонично вписывается в окружающие природные холмы. Особенность проекта - крыша в форме пирамиды, которая накрывает центральный зал. Архитектор ловко «пропускает» во все выставочные помещения мягкое естественное освещение через многочисленные окна.

Церковь Риола в Вергато, 1978


Автор фото: Franco Di Capua

Аалто также занимался религиозной архитектурой, и один из интересных проектов - приходская церковь Riola в итальянской Гриццане, недалеко от Болоньи. Бетонное здание повторяет по форме окружающий горный ландшафт. Интерьерная особенность церкви - белые асимметричные «ребра», которые создают мягкую тень. Дневной свет проходит сквозь ленточные окна в крыше церкви. Интерьер церкви выполнен в модернистском стиле: в зале стоят деревянные скамьи, высота которых уменьшается по мере приближения к алтарю.

Узнайте больше про выдающихся дизайнеров и архитекторов современности в наших статьях:

И его принципы дизайна

Новатор в современной архитектуре

Философ в мире моды

Одна из известнейших женщин архитекторов, представительница деконструктивизма


Алвар Аалто

Алвар Аалто является ярчайшим представителем скандинавского направления стиля функционализм. Визитной карточкой архитектора стали удобные, эстетичные и функциональные здания, гармонично сочетающиеся с окружающим ландшафтом.

Алвар Аалто появился на свет 3 февраля 1898 года. В 1916 году Алвар поступает в Политехнический институт в Гельсингфорсе. Через два года он уходит солдатом на войну за независимость Финляндии. После войны он продолжает учебу, заканчивает институт и получает диплом архитектора.

В самом начале творческого пути Аалто искал новые конструктивные формы, отдавая предпочтение естественным материалам. В начале тридцатых годов архитектор переезжает в столицу, открывает фирму по выпуску предметов интерьера.

Здание газетной редакции в Турку

Первые здания были построены по проектам финского архитектора в Турку в конце двадцатых годов прошлого столетия. Постройки не отличались от иных массовых проектов — были спроектированы в форме параллелепипеда с ровными рядами окон.

Однако проект первого собственного дома, который был построен в 1934 в столице отличается наличием характерных признаков скандинавского направления функционального стиля.

Среди проектов Аалто наиболее интересными считаются следующие:

Дом культуры в Хельсинки, построенный в пятидесятые

Дом в Мунккиниеми

Дом в Мунккиниеми со стороны белой башни

Дом в Мунккиниеми, по соседству с Хельсинки, выполнял функцию студии и жилую одновременно. Между функциональными частями было четкое разграничение. Башня из белого кирпича была для работы, жилая часть располагалась на нижних этажах.

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия», являющийся наиболее известным проектом архитектора, образцом скандинавского функционализма. Это светлое строгое здание с мраморной отделкой с просторными залами.

Спроектированные в функциональном стиле здания являются яркими примерами конструкций для жизни. Они четко разделены на блоки, отвечающие конкретным функциональным задачам — работа, отдых и переходы. Скандинавский функционализм отличался тем, что всегда учитывал окружающие условия, кроме того эстетика занимала в проектировании не последнее место.

Аалто особое внимание уделял единству архитектуры и окружения здания. В проектах Алвара вы не найдете элементов декора. Если и есть какие-либо украшения, то на них возложена определенная функциональная нагрузка. В основном декоративными элементами служат технические детали такие как вентсистемы, оборудование для освещения.

Ярко выражен функционализм в проектах Аалто для постройки домов отдыха и больниц. Такие здания рассматривались архитектором как инструменты для отдыха и оздоровления.

Туберкулезный санаторий в Паймио в провинции Варсинайс-Суоми

Стоит отметить, что большое значение Аалто придавал комфортности внутренних помещений. Например система бестеневого освещения залов и библиотек. Разворачивая веером помещение к свету, архитектор компенсировал его недостаток в климате страны. Свет являлся фактором формообразования. Читальные залы, каталоги и абонементы не отгорожены друг от друга. Они образуют единое пространство, которое делится на зоны с помощью освещения. Залы выдачи и чтения книг спроектированы без окон — стены заняты книжными полками. В активе архитектора 10 неосуществленных и 12 осуществленных проектов библиотек.

Библиотека в Выборге

Интересен проект библиотеки г. Выборга. В данном проекте Аалто реализовал волнообразный поток пластин из дерева, который отличался уникальными акустическими характеристиками. Для того, чтобы книги освещались со всех сторон, Алвар сделал в библиотеке стеклянные стены и окна в потолке.

Скандинавский функциональный стиль Аалто был близок к органическому архитектурному стилю. Архитектор одновременно раскрывает свойства природных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающую природу.

Излюбленная волнообразная форма используется Аалто повсеместно. Финскому архитектору принадлежит идея о том, что здание является продолжением пространства, а природа и архитектура являются единым целым. Его проектам характерно точное соответствие формы каждого строения его назначению, при этом здания органически сочетаются с ландшафтом.

Муниципальный центр Сяюнятсало

Творчество скандинавского архитектора отмечено созданием большого количества крупных проектов общественных зданий: это муниципальный центр Сяюнятсало, Управление пенсионного обеспечения, Дом культуры рабочих, дом северных стран в Рейкьявике. Среди культовых сооружений церковь Трех крестов в Вуоксенниска, приходские центры. Проектировал также промышленные сооружения, жилые дома и выставочные павильоны.

Церковь Трех крестов в Вуоксенниска

    Похожие записи

Архитектор Алвар Аалто (1898–1976)

Для того, чтобы на свет появилось здание-шедевр, мало гениального архитектора. Нужен еще и незаурядный заказчик. Именно в результате их сотрудничества и возникают те редкие постройки, на которые весь мир смотрит с восхищением.

История дома Карре - именно такой случай. Великий финский архитектор (Alvar Aalto) и французский арт-дилер Луи Карре (Louis Carré) создали дом, в котором все продумано до мелочей, каждая деталь уместна и нет ничего чрезмерного. Карре был сыном преуспевающего антиквара, от которого получил в наследство галерею в Париже с филиалом в Нью-Йорке.

В отличие от отца сын предпочитал старым мастерам современников: он продавал работы (Paul Klee), Хуана Гриса (Juan Gris), (Pablo Picasso) и (Le Corbusier) и был с ними всеми хорошо знаком. Однако когда дело дошло до строительства собственного дома на участке в четыре гектара, расположенном на пологом склоне холма в деревушке к юго-западу от Парижа, Карре решил, что бетонное творение Ле Корбюзье на фоне идиллического сельского пейзажа будет смотреться как вставной зуб. У Карре и Аалто было много общих друзей, а лично они познакомились в 1956 году на Венецианской биеннале современного искусства и сразу же подружились.

Фасад дома со стороны дороги

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Столовая. Обеденный стол и светильники сделаны по зскизам Аалто. Стулья, дизайн Альвара Аалто, Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Арт-дилер попросил архитектора построить ему дом из натуральных материалов, который бы казался маленьким снаружи и большим внутри. «Мне нужен был дом из живых материалов, - говорил Карре. - Наверное, это была подсознательная реакция на тогдашнюю моду на архитектуру из стекла и стали. А мне хотелось камня, кирпича - потому что кирпич благородно стареет - и дерева. Именно поэтому Аалто идеально подходил мне. Он очень хорошо чувствовал материал. Я думаю, это связано с его поэтическим талантом - ведь он поэт».

В доме, построенном Аалто, преимущества этих материалов используются в полной мере. Здание стоит в самой высокой точке участка, окна основных жилых помещений обращены к саду и окрестным полям (теперь, правда, их заслоняют изрядно вытянувшиеся за полвека деревья). Само здание построено из белого шартрского известняка. Очертания односкатной кровли, покрытой темно-синим шифером, вторят рельефу участка. Самое впечатляющее помещение в доме - высокий центральный холл с волнообразно изгибающимся потолком (похожий вы можете увидеть сегодня ).

Холл. Кровля сложной формы, напоминающая волну, - любимый прием архитектора. Потолок выложен узкими планками из финской сосны. Лестница ведет в гостиную

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Этот элемент стал своего рода визитной карточкой архитектора, сама фамилия которого в переводе с финского означает «волна». Потолок отделан красной финской сосной, и свет, льющийся через окна над главным входом, выгодно подчеркивает богатую текстуру дерева. Такое расположение окон также помогло защитить от прямого солнечного света картины, висящие на стенах холла.

«Этот свод - настоящий шедевр, - говорил Карре. - Проектируя его, Аалто превзошел самого себя. Это единственный архитектор, прекрасно владеющий также мастерством плотника. Потолок холла - нечто вроде купола. С самых ранних дней архитектуры купол всегда был вершиной творчества архитектора. Но этот свод - не копия чего-то другого. Это сердце дома, самое главное в нем».

Фрагмент холла. Окна расположены под потолком - это было сделано, чтобы защитить картины на стенах от прямых солнечных лучей. За раздвижными дверями скрываются встроенные шкафы и проход в приватную часть дома, где расположены спальни

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Кухня. Фаянсовая посуда на полках сохранилась со времен Луи Карре. Мебель сделана по эскизам архитектора

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Холл служит своего рода центральной площадью дома, сюда сходятся все пути. Широкая короткая лестница ведет вниз, в просторную гостиную, из окон которой открывается вид на окрестности. Другой маршрут ведет в столовую и служебные помещения. Дверь, ведущая в приватную часть дома, почти не выделяется среди дверей встроенных шкафов. Спальни самого Луи Карре и его жены Ольги располагались на первом этаже. Наверху находились комнаты прислуги. И снаружи, и внутри дом поражает удивительной цельностью. Каждая деталь подобрана тщательно и с любовью. Карре специально ездил в Финляндию, чтобы выбрать нужную ему мебель из ассортимента марки , принадлежавшей Аалто.

Гостиная. Кресло сделано по эскизу Аалто, однако оригинальная обивка не сохранилась. Светильники были разработаны Аалто для этого дома, а позже вошли в каталог его компании Artek и стали выпускаться серийно. Письменный стол также изготовлен по эскизу архитектора. В углу - столики Piano, дизайн Алвара Аалто для Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Дизайн многих предметов архитектор разработал специально для этого дома - от медных дверных ручек до необычных комбинированных светильников в столовой: они освещали одновременно и обеденный стол, и арт-объекты на стенах. Не удовлетворившись уже существующим ассортиментом своей марки, архитектор придумал для Карре множество предметов: кресла, письменные и обеденные столы, иные из которых позже пустил в массовое производство. Луи Карре прожил в этом доме до самой своей смерти в 1977 году. Сейчас здание открыто для публики - единственная постройка Алвара Аалто во Франции, ставшая одним из самых совершенных строений мастера, не перестает восхищать посетителей со всего мира своей теплотой и продуманностью. www.maisonlouiscarre.fr

Фрагмент кухни. Лестница ведет в центральный холл. Кресло, дизайн Алвара Аалто, Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Дворец «Финляндия» - единственный реализованный объект из ряда запланированных Аалто в парке Гесперия в составе генерального плана нового центра Хельсинки, грандиозный замысел которого в творческой карьере архитектора воплотился в 1959-1964 годах.

По его концепции столичный центр должен был разместиться между двумя главными транспортными артериями города на треугольной по конфигурации территории, занимаемой товарной станцией железной дороги. Естественно, товарная станция, оказавшаяся с течением времени в самом сердце Хельсинки, не соответствовала тому градостроительному потенциалу, которым обладала в силу своей «центральности». Предлагалась новая скоростная магистраль под железнодорожными путями, а старой общегородской магистрали отводилась роль районной. На их пересечении планировалась трехуровневая площадь в виде расширяющихся к заливу террас, под которыми предусматривалась стоянка для 400 автомобилей.

Вдоль западной береговой линии Тёёлёнлахти предполагалось разместить новые крупные общественно-культурные сооружения: академию, зал конгрессов, концертный зал, оперный театр, музей искусств, городскую библиотеку, - и зарезервировать территорию для дальнейшего развития. Аалто, оставляя в неприкосновенности историческое ядро города со своеобразным Акрополем - Сенатской площадью, и учитывая общую тенденцию роста города на север, проектирует новый общественно-культурный центр на берегу залива Тёёлё, образуя начало линейной системы, дающей возможность развиваться городскому ядру параллельно с ростом всего Хельсинки.

«При взгляде на новый центр взору открывается интерьер города; его внутренний кратер как бы открыт, что для большого города является очень редким случаем. Под этим я подразумеваю долину, в которой расположены городские районы Тёёлё и Каллио и залив Тёёлёнлахти. Это дает возможность создать центр, поистине обладающий характером метрополии и являющий собой противоположность закрытой площади, где довлеющим является сам пейзаж», - пишет Аалто в пояснительной записке к проекту.

Анализ топографии Хельсинки, имеющего дельтообразную форму плана, оказал решающее влияние на выбор места для новой публичной зоны. Использована возможность создания городского ансамбля по открытому типу. Обрамляя фасадами береговую линию залива, здания были призваны составить новый ансамбль, объединяющий исторический парк и воду, что придало бы уникальность новому центру столицы.

Но вернемся к дворцу «Финляндия» - одной из последних построек Аалто. В нем аккумулировались многие идеи, заложенные в многочисленных зрелищных сооружениях архитектора предшествующих лет. Приемы органического формообразования здесь приобрели некоторую академичность. Возведенное в 1971 году, оно включает универсальный зал на 1750 человек, малый концертный зал на 350 человек, ресторан на 300 мест, несколько фойе и служебные помещения. В 1975 году дворец был расширен крылом с залами для конгрессов, конференций и других мероприятий подобного рода, части сооружения могут функционировать как вместе, так и отдельно.

Расположенное на берегу озера Тёёлё и почти на одном с ним уровне здание вытянуто своим протяженным фасадом вдоль его набережной. По удачному образному сравнению Ю. И. Курбатова, «Финляндия» напоминает утес, нависший над побережьем, покоряющий просторы залива. А еще он ассоциируется с многопалубным океанским лайнером, величественным и технически совершенным.

Фасад разрезают узкие вертикальные окна в два яруса, связывающие интерьер с окружением. Крупнорасчлененный монолит главного зрительного зала, мощно возвышающийся над горизонтальным корпусом, доминирует в силуэте сооружения.

Монументальную трактовку фасадов, как и отделочные материалы - белый каррарский мрамор, черный гранит и медь, предопределила задача создания объекта столичного уровня. Белый мрамор придает возвышенную торжественность и акцентирует силуэт сооружения на фоне темно-красной башни национального музея при восприятии с противоположной стороны.

Залы дворца оборудованы мобильными экранами, которые позволяют корректировать в помещении звучание различных музыкальных инструментов или голосов. Характерный для Аалто асимметричный амфитеатр большого зала исключительной красоты облицован деревом и белым мрамором. В малом зале акустические отражатели на потолке изготовлены из красного дерева.

На рубеже XX-XXI веков территория сортировочных станций в Тёёлёнлахти напротив парламента начала осваиваться. Появившиеся за последние 20 лет общественные здания созданы в русле работы Аалто по стратегическому развитию территории береговой полосы Тёёлё - это и театр, и музей современного искусства, и Хельсинкский дом музыки, композиционно оформившие залив с юга.

Всемирно известный финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто - один из крупнейших мастеров XX века. Его считают последним из великих пионеров новой архитектуры. Он стал иконой Финляндии, олицетворением страны, Алвар Аалто - это сама Финляндия. Он жил и работал в основном у себя на родине, поэтому большинство построек находится в Финляндии. Несравненная культурная роль подняла архитектора выше повседневности, при этом значение его жизненных трудов и философии не умаляется и остается актуальным по сей день.

Для швейцарского критика Зигфрида Гидиона (основоположника историографии «современного движения» в архитектуре) в работах Аалто уникально сочетание противоборствующих приемов: с одной стороны - функциональной стандартизации, с другой - иррациональности.

«Современное движение» в архитектуре XX века - объединение сторонников рационалистической архитектуры, которое официально закрепилось к 1928 г. и просуществовало до конца 1950-х гг. Congress international d’Architecture Modern (CIAM) - международный конгресс современной архитектуры. Среди целей движения была борьба с академизмом. Получило распространение в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Японии.

Психологическую основу для этой эмоциональной составляющей проектов финского архитектора Гидион видит в национальной традиции отношения к природе. В своем знаменитом историческом обзоре «Пространство, время и архитектура» (1941) критик пишет, что Алвар «берет с собой Финляндию в любой проект, в любую точку планеты», тем самым указывая на его глубокие связи со своей страной. Аалто, стремясь выразить в архитектуре неповторимое и местное, нашел новые специфические средства формообразования и углубил традицию национальной архитектуры Финляндии.

Другие, в свою очередь, утверждают, что мастер никогда не был иррационалистом, так как он сознательно продолжил архитектурный в ментальной и психологической сферах. По мнению Юхани Палласмаа, Аалто - «суперрационалист» независимо от его «органических высказываний». Сам мастер считал, что архитектура и ее детали в некотором роде являются частью биологии. Формулируя принципы проектирования современного жилища, он высказывал мысль о том, что их должны определять биологические основы, например: всю обстановку жилого дома можно рассматривать как компенсацию недостающей в городе природы, поскольку предметы интерьера являются символами, напоминанием человеку о живых образах. Термин более всего подходит произведениям Аалто, которым в большей степени свойственна сложная простота творений природы, чем усложненность объектов, созданных человеком. При этом будучи поборником «органической формы», архитектор всегда стремился к поиску форм, основанных на истинных человеческих ценностях.

Рационализм - рассудочное отношение к формообразованию, опирающееся на систему канонов, в которой соединен опыт классического зодчества, или на «объективные» критерии социальной целесообразности, функциональности, техноло-гичности. Совокупность направлений в архитектуре конца XIX - начала XX в., противопоставляющих индивидуалистическим и украшательским тенденциям логично организованные системы критериев, принимавшиеся как объективные. Раннюю концепцию рационализма выработал в США Л. Салливен. В 1930-е гг. рационализм в архитектуре выступал как интернациональный стиль.
Функционализм - направление в архитектуре XX в., утверждающее первичность функции произведения архитектуры по отношению к его форме; функция при этом сводится к утилитарно-практическим аспектам назначения объекта.

Начало карьеры Алвара

Хуго Алвар Хенрик Аалто родился 3 февраля 1898 года в небольшом селении Куортане в западной Финляндии в семье геодезиста Йохана Хенрика Аалто и Сельмы Матильды, урожденной Хакстедт. Вырос в маленьком городке Ювяскюля в Центральной Финляндии, там же окончил лицей. В 1916 году поступил в Политехнический институт в Гельсингфорсе (ныне - Хельсинки), учился у Армаса Линдгрена, Уско Нюстрёма, Каролюса Линдберга и Сигурда Фростеруса (архитектор-рационалист). В 1921 году получил диплом архитектора. Отец Аалто работал в провинции Этеля- Похьянмаа и в Центральной Финляндии, поэтому этот регион стал важнейшим местом деятельности молодого архитектора.

Зарождение нового стиля функционализм совпало с началом ключевого этапа в истории страны - возникновением молодого независимого государства.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию 1920-х годов вследствие Гражданской войны, в 1923 году Алвар открывает проектную мастерскую «Бюро архитектуры и монументального искусства Алвара Аалто» в Ювяскюля. Первые заказы поступали от родственников и их знакомых или при их посредничестве.

В 1924 году Аалто женился на своей главной помощнице, к которой был очень привязан эмоционально и профессионально, - архитекторе Айно Марсио, про-работавшей с ним до конца своих дней. Все проекты он подписывал «Айно и Алвар Аалто». В этом же году Аалто спроектировал здания, ознаменовавшие прорыв в его карьере. Воспитанный на традициях северной классики, свои первые здания он возвел в архитектуре, отмеченной неоклассицизмом: рабочий клуб в Ювяскюля (1924-1925) и церкви в Ямся и Муураме (1926-1929).

В судьбе архитектора 1927 год оказался важным во многих отношениях: выигран конкурс на проект Дома крестьянина в юго-западной Финляндии (Турку; 1928) и городской библиотеки в Виипури (ныне - Выборг; 1935). Работая над Домом крестьянина, Аалто перевел свое бюро в Турку, который в то время был центром фор-мирования нового направления в архитектуре Финляндии. Также причина переезда крылась в том, что в городе имелись первые заказчики, желавшие строить именно в функционалистском духе. В Турку Аалто спроектировал два здания, явившиеся примерами раннего функционализма - жилой дом (1927-1928) и здание редакции газеты «Турун саномат» (1928-1930). В последнем сооружении архитектор использовал новаторскую систему несущих колонн и впервые применил для освещения помещений круглые фонари верхнего света, встречающиеся затем во многих его постройках.

В начале 1928 года Аалто становится победителем еще одного крупного конкурса - на проект туберкулезного санатория в Паймио, близ Турку, в провинции Варсинайс-Суоми (1929-1933). Функционалистские принципы, в которых окончательно утвердился архитектор после поездки в Германию и знакомства с образцами новой европейской архитектуры, воплотились в замысле проекта санатория. После завершения строительства чета Аалто переехала в Хельсинки, где все же было больше возможностей для работы, чем в Турку. Архитектурное бюро с тех пор постоянно размещалось в Хельсинки и действовало вплоть до 1950-х годов в собственном доме Аалто в районе Мунккиниеми, возведенном в 1935 году.

Несмотря на то что строительная индустрия в 1929 году в связи с экономической депрессией столкнулась с финансовыми проблемами, естественным образом отразившимися и на архитектурной деятельности, творческая карьера Аалто шла в гору.

К раннему функционализму относится праздничная выставка к 700-летию Турку (1929), осуществленная совместно с Эриком Бриггманом и называемая «дебютом функционализма» в Финляндии. Окончательному же утверждению доктрины функционализма в Северных странах способствовала Стокгольмская выставка 1930 года, где Алвар познакомился и впоследствии завязал дружбу с Гуннаром Асплундом, лидером шведской архитектуры, а также общался с другими шведскими зодчими: Свеном Маркелиусом, Уно Ореном, Освальдом Альмквистом. С. Маркелиус предложил кандидатуру Алвара в 1929 году в CIAM (Congress International dArchitecture Modern - Международный конгресс современной архитектуры). Через CIAM архитектор познакомился с социальной программой модернистов в сфере жили-ща и урбанистики. Знакомства переросли в тесные контакты с и Зигфридом Гидионом. По мнению близкого друга Аалто, финского критика Ёрана Шильдта, многое из принципов Гропиуса передал Аалто его друг по CIAM Ласло Мохой-Надь, преподававший в .

Также друзьями финского архитектора были скульптор Александр Колдер, художник Фернан Леже, искусствовед Грегор Паульссон, архитектор Андре Люрса, с которым он познакомился во Франции, впервые посетив ее в 1928 году. Круг зарубежных друзей архитектора был левым по своим убеждениям, многие являлись членами коммунистических партий, общались с советскими авангардистами. Аалто, естественно, знал о советском авангарде, но, как считают его биографы, лично ни с кем из его деятелей не был знаком.

О 1930-х годах можно говорить как об этапе раннего модернизма, позже в Финляндии его еще назовут «белый функционализм», или «белая архитектура», - сейчас это общепринятый термин. Именно из этих основ впоследствии выросла архитектура 1950-х годов.
Эстетика национальных романтиков и теория современной архитектуры, разработанная Сигурдом Фростерусом и Густавом Стренгелем в начале XX века, подготовили почву для бурного развития функционализма.

В начале 1930-х годов среди архитекторов еще велись споры о традиционализме и функционализме. По мнению многих, функционализм был «большевистской» архитектурой, тем не менее за десятилетие он стал ведущим направлением в Финляндии. Финны оказались готовы к официальному восприятию доктрины модернизма как ни одна другая нация. Верным свидетельством перемены курса стало избрание Аалто в 1935 году в правление Союза архитекторов Финляндии. При этом автор первой советской монографии об Аалто (1976) Андрей Павлович Гозак подчеркивал, что он «никогда не стремился быть излишне “левым”, хотя и создавал подлинно новаторские произведения».

В 1935 году, когда архитектор переехал в Хельсинки, по инициативе арт-критика Нильса-Густава Халя было основано дизайн-предприятие по производству и продаже мебели «Артек» (Artek - Art&Technology). «Искусство и технология» – сочетание этих слов обозначает суть творчества Аалто как главного архитектора и дизайнера фирмы и его соратников: супруги Айно (директор компании), Н.-Г. Халя (первый исполнительный директор) и Майры Гуллихсен (специалист в области искусства и меценат). По примеру шведов Халь хотел разработать практичные и недорогие образцы мебели для широкого круга населения. Однако под влиянием Аалто предприятие стало производить эксклюзивные, с точки зрения финского потребителя среднего уровня, предметы. Тем не менее «Артек» быстро стал одной из ведущих компаний в своей сфере благодаря радикальной и амбициозной концепции, заключающейся в объединении искусства, дизайна и производства, в активной выставочной и образовательной деятельности, в отказе от традиционных маркетинговых ходов. Сами основатели предприятия говорили, что на него работает не реклама, а пропаганда. По свидетельству Марианны Гёбель, исследователя дизайна и нынешнего исполнительного директора фирмы, в последнее пятилетие «Артек» входит в состав известной компании «Витра» (Vitra), сотрудничающей со звездами мирового дизайна и архитектуры.

В 1936 году на побережье Финского залива, неподалеку от Котки, Аалто возвел свой первый градостроительный комплекс, который включал большой целлюлозный комбинат «Сунила» (Sunila) и жилой микрорайон для рабочих и служащих. Морфология ландшафта учтена в типологии жилых домов, плавно спускающихся тер-расами с холма по скалистым склонам и веерообразно расположенных с раскрытием дворов к воде и лесу. По словам архитектора, «город на холме - самая чистая, оригинальная и естественная форма в градостроительном проектировании». В этой работе зарождалась тенденция проектирования в послевоенной Финляндии так называемых лесных микрорайонов и городов-лесов. Пример поселка Сунилы свидетельствует о том, что в области урбанистики финская архитектура в начале 1940-х годов нашла собственный путь. Проект небольшого жилого комплекса с домами-террасами в Кауттуа (1937-1938) продолжил эту модернистскую градостроительную концепцию.

Следующей знаковой работой явилась синтезировавшая результаты пространственных формальных поисков и пластических приемов «белого периода» творчества Аалто вилла «Майреа» (1938-1939), построенная в лесистой местности возле деревушки Ноормаркку для друзей архитектора - Майры и Гарри Гуллихсенов. Сооружение совершило переворот в представлениях высшего класса Финляндии об идеальном жилье. Будучи неограниченным в средствах, Аалто свободно экспериментировал. Вилла стала его любимым детищем, в ней он стремился к максимальному единству натуральных материалов, в основном дерева и камня, а также пытался отразить в формах и материалах характер окружения, преследуя цель органичного объединения естественного (природного) и искусственного (созданного руками человека). В композиционно утонченной постройке воплотилась идея «многофункционального пространства», владевшая им в ту пору. Вилла сохранилась до нашего времени в общежития им неизменном виде.

Два павильона, которые спроектировал Аалто для Всемирных выставок в Париже (1935, 1-я премия на конкурсе) и Нью-Йорке (1939), представляли Финляндию именно в национальном контексте. Материалы и конструкции павильонов были тесно связаны с переосмыслением финской строительной традиции. Сам архитектор избегал термина «национальный», делая акцент на климате, топографии и природных ресурсах. после посещения аалтовского павильона в Париже написал: «В финском павильоне посетитель в восторге от его глубоко укоренившейся подлинности». А Фрэнк Ллойд Райт после знакомства с павильоном в Нью-Йорке лаконично заявил: «Аалто гений». Выставочные павильоны определили положение Финляндии в качестве одной из ведущих стран в современной архитектуре, а личную позицию Аалто - как одного из главных архитекторов и дизайнеров.

С середины 1930-х годов Аалто в своих проектах для самых различных сооружений начал соединять объемы в духе модернизма с формами, заимствованными у природы (свободная волнистая линия), и особенностями древесины как строительного материала. Волнообразные формы стали излюбленным мотивом в его творчестве (Аалто с финского - «волна»): стены выставочного павильона в Нью-Йорке, выполняющие роль экспозиционного экрана в интерьере; лесной павильон для сельскохозяйственной выставки в Лапуа (1938); студенческое общежитие «Бейкер хаус» Массачусетского технологического института (TIM) в Кембридже целиком решено в виде волнообразного объема (1947-1949). Далее этот принцип развивался в многоквартирном доме в Бремене, ратуше в Сейняйоки (1952), здании Управления пенсионного обеспечения (1952-1956), Доме культуры в Хельсинки (1955-1958), оперном театре в Эссене (Германия; 1958). Ёран Шильдт полагает, что эту архитектурную тему навеяли мастеру абрис береговых линий и профиль рельефа, которые особенно хорошо воспринимаются сверху, с самолета. Действительно, Аалто интересовался авиацией, как и вообще новой техникой.

Аалто обращал особое внимание на отношения горизонтальных поверхностей при создании библиотеки в Выборге (1935), где при использовании перепадов уровня пола была расширена площадь читального зала. Та же идея получила воплощение в проекте библиотеки для культурного центра в Вольфсбурге в Германии (1959-1962). В столовой «Бейкер хаус» уровень пола также понижен в центре зала. Несколько искусственных уровней создано и при строительстве общественного центра в Сяюнятсало (1950), но еще более органичную форму этот прием нашел в городском центре Сейняйоки (1959).

Вследствие успехов финских павильонов и широкого одобрения мебельного дизайна Аалто с 1930-х годов работы архитектора начали выставляться в нью- йоркском Музее современного искусства. В 1940 году Аалто пригласили в TIM в качестве исследователя, а после войны он занял там должность профессора.

Первым зданием, спроектированным и построенным Аалто за границей, не считая выставочных павильонов, стало ранее упомянутое студенческое общежитие TIM. Нужно отметить, что многие из зарубежных объектов остались неосуществленными. Больше всего зданий возведено в Германии, единичные объекты, разработанные в архитектурном бюро Аалто, построены в Эстонии, Франции, Швейцарии, Дании, Бангладеш, Италии и Швеции.

Исключая несколько длительных поездок в Финляндию, архитектор работал в США до 1947 года. На самом деле Аалто никогда не стремился широко развивать там свою практику. В Америке он познакомился с Фрэнком Ллойдом Райтом, оказавшим на него определенное влияние, однако на этом этапе сам Аалто уже являлся зрелым и признанным мастером. В 1942 году в Хельсинки было основано бюро по восстановлению городов, в котором архитектор руководил разработкой строительных стандартов. В 1943 году его избрали президентом Союза финских архитекторов, на посту которого он оставался по 1958 год. Основные идеи финских функционалистов были реализованы уже в период послевоенной реконструкции 1940-х - начала 1950-х годов, когда эксперимент модернизма стал частью общей политической и экономической программы Финляндии. Поэтому сегодня данный период называют «золотым веком» модернизма, а архитекторов этой эпохи - «золотым поколением».

Одним из важнейших клиентов Аалто была государственная лесоперерабатывающая компания «Энсо- Гутцайт». Для нее он выполнял проекты в Сяюнятсало (1942-1952), Иматре (1947-1961), Сумме (1954-1960), а в 1959-1962 годах создал проект головного офиса в Хельсинки. Промышленные объекты обеспечивали бюро архитектора прочную финансовую базу, благодаря которой становилось возможным участие в кон-курсах, где победы, как известно, не гарантированы. В конце 1940-х в Финляндии было проведено несколько крупных конкурсов на разработку проектов общественных зданий. Во многих Аалто стал победителем. Эти сооружения - высшие достижения финской строительной индустрии, уникальность и качество которых сравниваются с достижениями страны в национальном романтизме.

Карьера Аалто в 1950-е годы оказалась в зените: он занимает ведущее положение в Финляндии, строит и за ее пределами, ведет активную преподавательскую деятельность, выступает с лекциями и докладами на родине и за рубежом. По мнению современного финского архитектора Ю. Палласмаа, с начала 1950-х Финляндия обрела третий невербальный язык, через который представляла свою культуру всему миру, - это дизайн. Без сомнения, Аалто деятельностью во всех областях дизайна способствовал становлению этого «третьего языка».

Одним из самых значимых экспериментов финского градостроительства данного периода явился пригородный район Тапиола в Эспоо, ставший образцом финского «лесного микрорайона» 1950-х годов и имевший международный резонанс. На планировку Тапиолы в известной степени повлияли новационные идеи проектов Аалто для Сунилы и Отаниеми.

В 1952 году Аалто женился на Элиссе Мякиниеми, архитекторе по профессии. После смерти мужа она завершила ряд его крупных работ, в том числе в Ювяскюля (1982). В 1954 году мастер построил для своей семьи летнюю виллу в Мууратсало, недалеко от Ювяскюля, так называемый экспериментальный дом из различного типа кирпича, в котором отразились его формальные поиски решения разных архитектурных задач с помощью стандартных, но по сути своей эластичных элементов.

Отражением исключительно оригинального образа мышления служит архитектурная студия, построенная в 1955 году неподалеку от собственного дома в Мунккиниеме в Хельсинки. Автор называл ее мастерской нового типа. Корпуса здания окружают естественный амфитеатр - полукруглую ступенчатую раковину, образованную рельефом участка. Специфические свойства топографии оживили в фантазии архитектора некое подобие античного театра. Известны рисунки Аалто 1953 года театра в Дельфах, и проведение параллелей не представляется здесь надуманным. По внешнему контуру участка расположены два корпуса здания, чертежный зал и дугообразная в плане главная студия для индивидуальной работы мастера. Амфитеатр можно рассматривать как уютный дворик для чтения лекций, различных мероприятий и отдыха сотрудников в летнее время. Однако Аалто использует его и в зимний период: из ленточного окна главной студии, одна стена которой полукругом «обнимает» двор, хорошо видна находящаяся по другую сторону двора белая стена, остроумно использовавшаяся в качестве экрана для презентаций. В доме-студии ныне располагается музей и офис международного фонда Аалто, продолжающего существование по своему прямому назначению - реставрации объектов архитектора по всему миру.

Работы 1950-х годов завершаются постройкой церкви Трех Крестов (1955-1956) в Вуоксенниске, расположенной среди живописного ландшафта. Сложная пластика белых стен храма в сочетании с темной патиной медных кровель и вертикалью 34-метровой колокольни составляет основу композиции. Это здание дает полное представление о «насыщенности» формы у Аалто. Внешняя оболочка церкви воспринимается как материализованное интерьерное пространство, расчлененное на три части и трактованное почти со скульптурной свободой. Архитектор избрал эту форму, чтобы выразить религиозную идею триединства и стремления к совершенству. Но не в последнюю очередь и требования акустики, которые проверявшейся на специальной модели, и необходимость трансформации внутреннего пространства, разделяемого подвижными панелями на три части, оказали влияние на формирование сложно очерченного плана и запоминающегося облика строения наподобие морского моллюска или сердца человека. Многочисленные окна (более 100), значительно отличающиеся по форме и размерам, и разные дизайнерские находки в интерьере позволили добиться уникальной игры света и тени. На примере внутреннего убранства этой церкви Ю. Палласмаа доказывал, что религиозная красота и суть мира для Аалто заключались в самой природе, олицетворением которой для него был финский лес.

Аалто - автор немалого количества замечательных произведений церковного зодчества, кроме упомянутой церкви, наиболее известные из них находятся в приходских центрах в Сейняйоки (1963-1966), Вольфсбурге (1963), Риола ди Вергата, под Болоньей в Италии (1966, 1975-1980).

В представлении Аалто, архитектура - явление прежде всего социальное. Для финской архитектуры и общества самое большое значение имел вклад Аалто в стандартизацию строительства и социально ориентированное проектирование, имманентно присущее модернизму, актуальное и сегодня.
Мастер любил проектировать городские административные и культурные центры, подобные заказы поступали как из Финляндии, так и из-за границы, но осуществлены они были только в Сейняйоки (1951-1987), Алаярви (1965-1970) и Рованиеми (1961-1987).

Критическим переосмыслением опыта отцов финского функционализма отмечены 1960-е годы. Стереотипный модернизм уже в начале десятилетия стал вызывать ответную реакцию в виде экспрессивности, поэтому работы Аалто, продолжавшего развивать свой индивидуальный стиль, имели важное значение. В 1963 году он становится президентом Академии Финляндии и остается на этом посту до 1968 года.
В 1970-е годы Аалто по-прежнему оставался основным проводником финской архитектуры, в которой отсутствовали крайние проявления постмодернизма. Этот период отмечен двумя крупными работами: художественный музей в Олборге (Дания), где мастеру удалось реализовать принципы организации музейного пространства, вынашиваемые еще с проекта 1930-х годов для Таллина, и библиотека в Орегоне (США), завершившая серию библиотечных сооружений архитектора.

Творчество Аалто соединяло несоединимое: ярко выраженный индивидуализм и практицизм. Он стремился к простому, органичному, но в то же время комплексному, отвечающему целому спектру различных функциональных требований и условий решению проблем. Это решение всегда содержит в работах мастера нечто такое, что придает конкретному результату характер живого организма, выполняющего множество функций, но прежде всего представляющего собой единую жизнь. Перечисленное и определяет самые существенные черты архитектуры Аалто. Сам маэстро для обозначения новой архитектуры использовал словосочетание «новый реализм», трактующееся примерно так же, как «новый рационализм», «рационализм» или «функционализм», «неорационализм», «новая вещественность».

С юных лет Аалто уделял много времени живописи, скульптуре, дизайну, но воспринимал свои работы как средство совершенствования архитектурного мастерства, ставшего его главной, всепоглощающей целью. Тем не менее графика и живопись Аалто интересны с художественной точки зрения.

Аалто мало занимался теоретизированием, он стремился создавать произведения, говорящие сами за себя. Это отличало его от других пионеров модернизма, много энергии направлявших на полемику и борьбу с эклектической архитектурой. Однако свои принципы по общим вопросам мастер высказывал в статьях и выступлениях, более 40 из них переведены и опубликованы. Они являются частью творчества Аалто, в них - осмысление громадного профессионального опыта. Архитектор верил в способность художника интуитивно проникать в суть вещей. Лейтмотивом его статей стала мысль о необходимости гуманизации архитектуры в наступивший век глобальной машинизации. Первые статьи появились в конце 1920-х и носили острый публицистический характер. Автор пропагандирует принципы рационалистической архитектуры. В 1930-х, когда он начинает много строить, его волнуют вопросы массового жилища и стандартизация строительства. Несколько статей посвящено взаимодействию современной техники и архитектуры. Пребывание Аалто в США обратило его к мыслям о необходимости сближения архитектуры с потребностями человека. К 1940-м годам относится ряд статей по вопросам урбанистики, реконструкции городов, с которыми столкнулась послевоенная Европа. 1950-1960-ми годами датируются наиболее содержательные выступления Аалто в печати, в них нашли отражение раздумья мастера о смысле и назначении архитектуры.

Резюмируя свое исследование творчества Аалто, А. П. Гозак писал: «Постройки Аалто привлекают нас скорее своей реалистической основой, чем уникальностью или изысканностью форм. Своеобразие его профессионального языка включает сложность и одновременно простоту, ясность мысли и тонкость чувств. Немаловажная роль принадлежит здесь и самой интонации. Его сооружения - иногда грубоватые и тяже-ловесные, но всегда богатые чувствами - утверждают прекрасное без умышленного эстетизма, они вызывают у человека скорее доверие, чем восхищение или пафос… Свет и тепло, которые излучают работы финского мастера, то гуманное начало, которое заключено в его постройках, - это символ бытия, радостей и печалей человеческой жизни».

В конце 1950-х годов Алвар Аалто уже был известным архитектором и в стране, и в мире. Финские поклонники считали его великим человеком, стоящим в одном ряду с Яном Сибелиусом и Пааво Нурми, снискавшими мировую известность. Мастер, понимавший значение театра и мифов в человеческой жизни, и сам отчасти участвовал в создании собственного культа. Он был почетным доктором Принстонского университета США, политехнических институтов Хельсинки, Цюриха, Милана, Вены, Норвежского технологического института и Колумбийского университета (Нью-Йорк). Аалто награжден золотыми медалями Королевского института британских архитекторов и Американского института архитекторов.
К основным проектам Алвара Аалто, реализованным и нереализованным, можно отнести более 230, не считая его работ в области промышленного дизайна.

Финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто Хуго Хенрик (Куортане, 1898 – Хельсинки, 1976) в середине 1920-х годов пришел к рационализму, в духе которого развивал оригинальный опыт, вобравший знание традиционной сельской архитектуры Финляндии, став одним из главных представителей «органической» тенденции (здание газеты «Турун Саномат›› в Турку, 1927-1929; библиотека в Вийпури, 1927-1935; санаторий в Паймио, 1929-1933).

Финская сельская архитектура

Здание часто трактовалось Аалто как часть целостного ландшафта, чем определялось расположение построек по изгибам рельефа, с учетом особенностей местности и в согласовании с городскими и индустриальными центрами. Внутреннее пространство решается им в единстве с общим построением объемных масс и оформляется изогнутыми и нерегулярными стенами.

Если следовать хронологии, следует начать с дома Карпио (1923), проекта, воссоздающего традицию строительства жилища из дерева. Хотя проект не был реализован в полном объёме, в нём ярко проявились черты, характерные для почерка Аалто -терраса, возвышающаяся над пространством кладовой и обрезка вертикальной стены бокового фасада с целью согласования с существующей топографией места.

Следующим проектом Аалто стал дом Нуора (1923-1924) – реконструкция жилища с целью его приспособления под коммерческий объект. По идее архитектора, первый этаж был предназначен для размещения кафе и кондитерской, в то же время увеличена высота второго этажа с 3 небольшими комнатами, обеспеченными отдельным доступом через внешний деревянный коридор, который также использовался как балкон.

В середине 20-х Алвар Аалто спроектировал Рабочий дом (1924-1925), своё первое общественное здание, выполненное по влиянием традиций неоклассицизма и итальянской архитектуры, которые характеризовались чистотой линий, упрощённой системой украшения фасада, включение в систему декора дорических колонн на первом этаже и балюстрады у окна, расположенного над входом. В здании предусматривались помещения для театра, ресторана и кафе.

В интерьере обращают на себя внимание кривые линии стен, зонирующие пространство.

Алвар Аалто спроектировал комплекс зданий для университета Ювяскюля (1952-56), Педагогический институт (1952-54), студенческое общежитие (1952-54), Главный корпус (1954-56) и бассейн (1956). Комплекс был спроектирован в виде буквы U, с блоками, расположенными на склоне холма, окружённого просторным открытым пространством. Все сооружения были отражением “красного” периода в городской архитектуре – в фасадах зданий преобладали кирпич и дерево. Отделка внутренних помещений – отдельная тема для описания комплекса.

В главном корпусе особенно отчётливо просматривается гармоничное соединения интерьера с внешним пространством -панорамные окна, открывающие вид на окружающий пейзаж, безупречный вкус в богатой комбинации материалов (керамическая облицовка колонн и деревянные решётки по бокам лестницы).

В это же время Аалто спроектировал Музей центральной Финляндии (1956-61), который считается первым произведением его белого периода в городе, как характеристика фасадов в этой тональности.

Замечательным в этом здании является гибкая система иллюминации, включающая естественное освещение внутренних пространств, включение потолочных окон небольших слуховых окошек с механизмами открытия и закрытия, для регулирования интенсивности потока светового излучения.

Реализованные проекты

  • павильон Финляндии на Международной выставке в Нью-Йорке, 1939;
  • Общежитие Массачусетского технологического института в Кембридже, 1947-1948;
  • комплекс университета в Ювяскюля, 1952-1970,
  • муниципальный центр поселка Сяюнятсало, 1950-1952;
  • здание Дома культуры в Хельсинки, 1955-1958;
  • Оперный театр в Эссене, 1959;
  • Высшая политехническая школа в Отониеми, 1955-1964.

Формы плавных очертаний широко использовались Аалто и в проектах мебели (мебель для лагеря «Артек», в сотрудничестве с первой женой, Айно Аалто). По его проекту выстроен Дом Финляндии в Хельсинки и создан ряд градостроительных проектов.