Кладбища франции. Кладбище Пер-Лашез: знаменитые могилы, легенды, карта. Возможно, вам будет интересно

В первый же полноценный день моего пребывания в Париже я поехал не куда-нибудь, а прямиком на кладбище. Нет, со мной всё было в порядке. Дело в том, что кладбище Пер-Лашез – одно из самых потрясающих достопримечательностей французской столицы. Кроме того, это одно из самых знаменитых кладбищ во всём мире, на территории которого захоронены сотни исторических личностей: политики, военные, учёные, писатели, певцы, художники и многие, многие другие.


Здесь же захоронено большое количество людей, так или иначе оставивших свой след в истории России, например: Нестор Махно и Айседора Дункан. Впрочем, я не ставил перед собой задачи найти могилы и склепы всех великих людей прошлого, нашедших здесь своё последнее пристанище. Для таких целей, наверняка, существуют специальные экскурсии. Я же приехал сюда для того, чтобы побродить по узким тропинкам меж скорбных готических построек и прочувствовать атмосферу места.

Это самый настоящий город в городе. Каждый из них по-своему прекрасен, но только один – для живых, а другой – для мёртвых.

Кладбище Пер-Лашез занимает огромную для Парижа площадь – целых 48 гектаров. Правда, находится оно не в центре, а в считающимся «неблагополучным» 20-м округе. Почему в кавычках? Да потому что я за всё время своей прогулки так и не увидел ни одного признака этой самой неблагополучности. Судя по всему, это очередная туристическая страшилка, рассчитанная на запуганных тётенек.

Само кладбище, несмотря на кажущуюся древность, было основано лишь в самом начале 19 века. Вплоть до второй половины так называемого «Позднего Средневековья» на этом месте находились жилища самых низших слоёв населения. Здесь царила преступность, начинались эпидемии. Всё изменилось, когда один богатый купец на месте хижин построил себе огромный особняк. Впоследствии и особняк, и прилегающая территория отошли во владения ордена иезуитов. Однако спустя некоторое время у монахов возникли финансовые трудности, земли были конфискованы и проданы с аукциона. Новый хозяин сравнял с землёй все существовавшие доселе постройки и разбил на этом месте английский сад.

В начале 19 века городские власти приняли решение выкупить парк и основать на его месте кладбище. Так как в то время это была не очень-то привлекательная окраина, подавляющее большинство горожан не имело никакого желания оказаться здесь после смерти. Дабы подстегнуть интерес жителей Парижа к новому кладбищу, на его территорию были перенесены захоронения Мольера, Лафонтена и Пьера Абеляра. Это возымело результат: кладбище Пер-Лашез стало привлекать всё больше людей, желающих отдать последние почести своим близким, и постепенно превратилось в то, что мы имеем и по сей день – в одну из главных достопримечательностей столицы Франции.

В данный момент здесь покоится более 1 миллиона человек.

Кладбище Пер-Лашез от внешнего мира отделяют огромные стены высотой в несколько метров и не менее величественные ворота.

Здесь очень красиво!

Много раз сталкивался с тем, что люди абсолютно неадекватно реагируют на то, что кто-то может с удовольствие гулять по кладбищу. Да, подавляющее большинство постсоветских захоронений абсолютно не располагают к тому, чтобы у людей появлялось желание прогуливаться на их территории. С Пер-Лашез совсем иная история: любитель архитектуры найдёт здесь большое количество потрясающих склепов, любитель истории – множество известных имён, любитель тишины – покой и уединение, любитель природы – большой парк среди жилых массивов. В конце концов, я ещё никогда не встречал людей, осуждающих поездки к египетским пирамидам – а, ведь, это тоже кладбища.

Что меня очень удивило, так это ближайшее соседство обычных панельных многоэтажек, вплотную прилегающих к территории кладбища. Вот уж не хотел бы я там жить.

Монумент «Умершим».

К сожалению, далеко не все захоронения находятся в удовлетворительном состоянии. В дыру под могильной плитой я заглядывать не стал.

Некоторые склепы вполне могут сравниться с часовнями или даже небольшими деревенскими церквушками.

Самый настоящий густонаселённый город.

К сожалению, качество следующих фотографий будет относительно невысокого качества. Это стало платой за моё желание полностью погрузиться в атмосферу старого кладбища: я поехал туда уже в конце дня, буквально перед самым закатом. Ибо какой смысл посещать подобные места днём при ярком солнечном свете? В общем, к концу прогулки даже я сам уже мало чего различал по обе стороны от дороги, не говоря уже про фотокамеру. Но я об этом ни чуть не жалею и советую приезжать в Пер-Лашез исключительно в конце дня. Главное – помнить, что кладбище открыто не круглосуточно.

Внезапно, на фоне невысоких готических склепов выросло что-то поистине огромное. Сперва я подумал, что это крематорий (его я в тот момент как раз искал), но знаки указывали на нечто другое…

Оказалось, что это – тоже склеп, в котором захоронен французский дипломат Феликс де Божур. Видимо, Феликс был исключительным человеком, раз для него соорудили такую выдающуюся усыпальницу.

Некто рангом попроще отправился в последний путь со своей любимой собачкой.

Кстати, я уже говорил, что Пер-Лашез – это целый город? Тут каждая дорожка – это отдельная улица со своим названием и невероятно красивыми табличками.

В конце концов, я нашёл крематорий. Прямо перед ним находился спуск в подземные помещения, откуда раздавался непонятный шум и горел свет. Двери были открыты. Только я начал спускаться к манящему свету, как сзади из темноты вынырнул чернокожий смотритель кладбища и в жёсткой форме заявил, что мне туда нельзя. Так для меня и осталось загадкой, что же происходило в этих подземных помещениях.

Возле крематория распространялся очень неприятный запах. Наверное, сжигали тела.

Вокруг крематория большим четырёхугольником расходятся галереи. Это колумбарий – стены с небольшими отсеками, в которых хоронят прах умерших.

Спасаясь от становящегося невыносимым запаха, я поспешил к выходу. Вокруг стояла уже кромешная тьма – никаких намёков на фонари на кладбище нет. И лишь чудом я смог разглядеть новых экземпляр в мою коллекцию крышек от люков.

Подводя итог: кладбище Пер-Лашез – одно из самых необычных и интересных достопримечательностей Парижа. Я рекомендую посетить его всем, кто хотя бы на один день остановится в столице Франции – все остальные достопримечательности могут подождать.

Как добраться:
В непосредственной близости от главного входа находятся две станции метро: «Père Lachaise» (ветки 2 и 3), а также «Philippe Auguste» (ветка 2).

Среди множества некрополей всего мира Пер-Лашез отличается своей необычной атмосферой и оригинальным колоритом. Расположенный на 48 гектарах земли в центре Парижа, он давно превратился из места последнего упокоения в парковую зону. Здесь часто прогуливаются мамы с колясками, молодёжь устраивает пикники, а люди постарше приходят отдохнуть и собраться с мыслями.

Погост разделён множеством улочек на кварталы, чем во многом напоминает обычный провинциальный городок. Только жители проживают в величественных склепах, роскошных усыпальницах, под скромными могильными плитами или соседствуют в многоэтажных колумбариях.

История создания

Изначально на территории знаменитого кладбища располагался иезуитский монастырь, возглавляемый Франсуа де Ла Шезом. Этот религиозный деятель был исповедником «Короля-Солнце» Людовика XIV и активно пользовался своим положением, постоянно присоединяя к владениям ордена располагающиеся неподалёку земельные наделы. Со смертью покровителя монастырь пришёл в упадок. Имущество стало распродаваться на аукционе. Элегантные беседки и искусственно возведённые гроты с водопадами были демонтированы. Вместо обители возвели небольшую часовенку, а в округе поселились бедняки.

Пустовавшие земли выкупил столичный архитектор Никола Фрошо и организовал на них Восточное кладбище. Местность была поделена на кварталы и ей придали вид английских садов. На открытии нового парижского погоста 21 мая 1804 года присутствовал сам император Наполеон I. Ранее захоронения производили исключительно на церковных землях, потому расположенный за чертой города некрополь поначалу не пользовался успехом.

Для привлечения покупателей могильных участков администрация города решила произвести перезахоронение праха известных личностей. Одними из первых перекочевали на новое место останки Пьера Абеляра и его возлюбленной Элоизы. Сильные чувства монаха и философа к своей ученице были настолько сильны, что он увёз девушку в Бретань, тайно обвенчался с ней и она родила ему сына. Но родственники Элоизы нашли чету, жестокими методами оскопили поэта, а юную мать вынудили принять постриг.

Романтический флёр вокруг общей усыпальницы двух влюблённых заинтересовал парижан. Следующими на очереди были баснописец Лафонтен и комедиограф Мольер. Но настоящую славу Пер-Лашезу, как в народе продолжали именовать этот район, создал автор «Отца Горио». Финальную сцену своего великого произведения Оноре де Бальзак перенёс на это кладбище.

Сам писатель обрёл здесь свой последний покой в 1850 году (уч. 48), исполнив наконец мечту всей своей жизни и женившись на Эвелине Ганской. Спустя 30 лет, когда очаровательная полячка и подданная Российской Империи умерла, супруги вновь воссоединись в одним могильным надгробием.

Популяризация «Обители мёртвых» привела к увеличению захоронений на погосте: к 1824 году их насчитывалось свыше 33 тысяч. На сегодняшний день число упокоенных здесь давно перевалило за миллион. И это при условии, что погребение на кладбище разрешено только парижанам или скоропостижно скончавшимся в столице Франции.

Могилы известных людей

Ежегодно Пер-Лашез посещают не менее 2 млн. туристов. Каждый приходит сюда почтить память различных деятелей науки, культуры и искусства. На кладбище нет указателей, поскольку территория очень огромна и имеет множество разветвлённых улочек и тупиков. Для нахождения нужного склепа или усыпальницы используют детализированную схему. Если строго придерживаться инструкции и следить за границами кварталов, то нужный участок найти будет совсем просто.

Фредерик Шопен (уч. 11) . На его могиле можно увидеть музу, оплакивающую безвозвратную потерю. Поляки часто приносят сюда свежие цветы, чтобы почтить память великого композитора, прожившего всего 39 лет. Всем известный «Похоронный марш» и доныне играют на многих кладбищах мира.

Джеймс Майер Ротшильд . Примечательна история великого банкира и «великого изгнанника» А.И. Герцена. Когда Ротшильд потребовал у К.В. Нессельроде оплатить билеты московской охраной казны, выданной матери опальному писателю, министр иностранных дел отказался, аргументируя это арестом имущества Герцена. Тогда банкир предупредил, что расскажет о финансовой несостоятельности Николая I. Нужная сумма была выплачена, а писатель смог издать на эти деньги свои произведения за границей.

Жан Луи Андре Теодор Жерико . В ряду скончавшихся в раннем возрасте и этот французский живописец. В 33 года он неудачно упал с лошади и умер. Знаменитое полотно «Плот Медузы», посвящённое трагической участи пассажиров одноимённого фрегата, изображено барельефом на могильном постаменте. Сам художник расположен сверху, как бы дорисовывающим свою картину. Примечательно, что перед первой выставкой, когда «Плот» уже находился в зале Итальянского театра, Жерико решил дополнить картину двумя новыми фигурами и удлинить размеры плота. Прямо в фойе он осуществил свою идею.

Эжен Делакруа (уч. 49) . Выдающийся живописец известен «Свободой ведущей народ» и фресками для церкви Сен-Сюльпис. В Лувре целый зал выделен для его картин. Делакруа также выступал натурщиком у своего друга Теодора Жерико при написании «Плота Медузы». Художник скончался тихо и незаметно для остальных, в своём доме, не пережив рецидива болезни горла.

Джоаккино Антонио Россини . Итальянский реформатор оперной музыки говаривал: «Дайте мне счёт от прачечной – и я положу его на музыку». «Божественный маэстро» считал Париж одним из трёх городов, оказавших большое влияние на его творчество. Умер в селении Пасии, близ столицы Франции. И хотя реальные останки композитора находятся в Италии, в базилике Санта-Кроче во Флоренции, сами похороны проходили на кладбище Пер-Лашез. Тело было забальзамировано, помещено в нишу, а затем перевезено к месту окончательного погребения. Могилу Россини можно увидеть на главной улице погоста.

Альфред де Мюссе . Поэт и драматург, известен своим романом «Исповедь сына века», посвящённым Жорж Санд. Также в медицине есть термин «симптом Мюссе» - ритмическое покачивание головой в такт пульсу. Такое редкое заболевание сердца возникло у писателя в следствии осложнения от сифилитического аортита.

Эдит Пиаф (уч. 97) . Небольшая хрупкая Эдит Джованна Гассьон своим голосом очаровала парижскую публику. За свою жизнь она перенесла 4 автомобильные катастрофы, имела проблемы с наркотиками из-за непрекращающихся телесных болей, семь раз ложилась на операционный стол и трижды переживала гепатическую кому. Голосистый воробушек в записях до сих пор впечатляет своей манерой исполнения. Её смерть тяжко переживала вся Франция.

Мало кто знает, что у певицы была дочь Марсель, умершая в двухлетнем возрасте от туберкулёзного менингита. Тело ребёнка покоится в одной могиле с матерью.

Жорж Сёра . Основоположник пуантилизма (точечной живописи) предвосхитил электронное разложение цвета, положенное в основу работы растрового дисплея. Работал как в цвете, так и с чёрно-белой гаммой. Умер от одной из форм гриппа. Вслед за ним в мир иной через две недели отправился и его сын.

Винченцо Беллини . Обладатель уникального бельканто дожил до 34 лет и умер из-за кишечной болезни. Изначально был похоронен на Восточном кладбище Парижа по праву смерти, но в 1876 году останки итальянского композитора были перенесены на родной остров Сицилия и размещены в кафедральном соборе Святой Агаты.

Жорж Роденбах . Бельгийский писатель-символист считался мастером изысканного стиля. Широко переводился на европейские языки и оказал немалое влияние на других поэтов. Свою взрослую жизнь провёл в Париже и здесь же умер от острого воспаления аппендицита. На малой родине власти отказали в установке памятника, поскольку Роденбах писал преимущественно на французском, а в провинции Брюгге разговаривают на фламандском (нидерландском) языке.

Арман . Настоящее имя художника Арман Пьер Фернандес. Основоположник движения нового реализма в искусстве. Длительное время экспериментировал с инсталляциями из частей предметов, намеренно их взрывая динамитом или разрезая. После перерыва в живописи создаёт иллюстрации к поэзиям Артюра Рембо и портреты великих композиторов, созданных из музыкальных инструментов. На могиле установлена полуразрушенная скрипка. Одни видят в ней фрагмент скульптуры Армана «Сила музыки», другие связывают с произошедшим в Китае инцидентом, когда художник разбил струнный инструмент с целью создать из его осколков панно.

Сара Бернар (уч. 44) . В начале ХХ-го века считалась «самой знаменитой актрисой за всю историю». Гастролировала по Европе и Америке. Закончила театральную карьеру в 77 лет, а через год умерла в Париже от уремии и отказа почек.

Адольф Тьер (уч. 55) . Человек, отдавший приказ о расстреле защитников Парижской коммуны.

Ив Монтан . Легендарный французский актёр пострадал на съёмках фильма «ИП-5». В связи с халатной небрежностью режиссёра, когда переснимались дубли погружения в ледяное озеро известному шансонье не было предложено ни тёплой одежды, ни одеяла, ни согревающего питья. Результатом стало воспаление лёгких в тяжёлой форме. На следующий день после окончания работы над кинолентой певец скончался в больнице Санлиса от инфаркта, вызванного обширной пневмонией. Тем самым он повторил участь своего главного героя.

В одной могиле с Ив Монтаном покоится и его супруга Симона Синьоре, умершая шестью годами ранее.

Марсель Пруст (уч. 85) . Романист, эссеист, автор эпопеи «В поисках утраченного времени» и обладатель Гонкуровской премии. Известен был своими гомосексуальными наклонностями и даже спонсировал мужской публичный дом в годы Первой мировой войны. С 9 лет страдал астмой. Дождливой осенью 1922 года заболел бронхитом и вскоре умер от воспаления лёгких. Могилу венчает чёрная мраморная плита со скромной надписью о годах жизни и смерти писателя.

Жан Пезон (уч. 86) . Французский укротитель тигров. Изображён едущим верхом на полосатом хищнике, который его съел.

Теодор Сивель и Жозеф Кроче-Спинелли (уч. 71) . Первые воздухоплаватели, достигшие «зоны смерти». Умерли от удушья, поднявшись до высоты 8,6 км. Похоронены в одной могиле.

Жак-Луи Давид (уч. 56) . Крупный представитель неоклассицизма, пользовался протекцией Наполеона Бонапарта. За свою жизнь написал множество картин, воспевающих революцию. После битвы под Ватерлоо был вынужден уехать в Швейцарию, а затем в Бельгию. Изначально был похоронен на брюссельском кладбище Сен-Жосс-тен-Ноде. Затем, спустя почти 60 лет, перезахоронен в Эвере. На кладбище Пер-Лашез под могильной плитой находится его сердце.

Амедео Клементе Модильяни (уч. 96) . Итальянец по происхождению, он последние 15 лет своей жизни прожил в Париже. Его полотна выполнены в жанре экспресионизма. Обнажённые тела привлекают в первую очередь не своей оголённостью, а живостью красок. Умер в возрасте 39 лет от туберкулёзного менингита. Похороны были большими, с участием многих известных художников, поэтов и артистов того времени. Могилу вы найдёте на еврейском участке. Венчает её скромная надгробная плита. Рядом покоится его возлюбленная Жанна Эбютерн, которая покончила с собой на 9-м месяце беременности на следующий день после смерти художника. Её останки были погребены вначале на другом кладбище и только в 1930 году перезахоронены на Пер-Лашезе. Ребёнок выжил и воспитывался в семье сестры Жанны.

Антуан Огюст Перментье . В своё время этот учёный накормил голодный французский народ картофелем и внёс немалую лепту в процесс виноделия. Людовик XIV немало способствовал популяризации нового овоща и даже в петлице носил лиловый цветок. В память о подобном новаторстве на его могиле красуется огромная корзина клубней картошки и аналог самогонного аппарата.

Скандальные захоронения

Отдельным фактором увеличивающим популярность парижского погоста стали размещённые на его территории легендарные погребения. Овеянные слухами, шокирующими историческими подробностями или эпатажностью личности покойного, они привлекают множество туристов. У таких надгробий всегда много посетителей, к ним организовывают экскурсии и здесь же нередки акты вандализма.

Джим Моррисон . Эта могила по праву считается самой скандальной на кладбище Пер-Лашез. Сам уход из жизни автора текстов песен и вокалиста неоднозначен. Хотя официально в прессе было заявлено об остановке сердца, бытуют версии о героиновой передозировке, самоубийстве и даже о происках ФБР. О реальных причинах знала только его подруга Памела, но она скончалась от наркотиков через три года, не сообщив о них никому.

Несмотря на то, со смерти лидера группы The Doors уже скоро минет полвека, фанаты до сих пор приходят почтить память солиста. Эпитафия на надгробном камне «Победи демона внутри себя» для многих почитателей стала своеобразным кредо. Возле надгробия всегда толпятся люди, распеваются песни, лежат свежие цветы. Нередко охрана некрополя и в ночное время ловит людей, пытающихся перелезть через ограду и выразить свою эмоциональную привязанность к творчеству певца.

Казалось бы, такая популярность должна радовать, но парижане не раз уже подписывали петицию о переносе захоронения на загородное кладбище. Виной тому постоянный шум, исписанные цитатами из песен соседние памятники, оставленные шприцы, бутылки и прочий мусор. Удовлетворить горожан администрация кладбища не в силах, поскольку арендная плата за захоронение вносится регулярно и в достаточно большой сумме.

Виктор Нуар . Французский журналист был застрелен кронпринцем Пьером Бонапартом накануне своей свадьбы. Но не из-за ссоры с будущим монархом, а своих любовных похождений стал знаменит молодой человек. Его могила привлекает множество женщин и мужчин, имеющих различные расстройства в сексуальной сфере. Первые надеются на излечение бесплодия и долгожданную встречу с любимым, вторые – на обретение мужской силы. По поверьям, для этого необходимо прикоснуться до причинного места лежащей бронзовой скульптуры журналиста. Доподлинно не известно, помогает ли эта процедура. Но выпуклость в штанах у памятника за многие годы паломничества стала гладкой и отшлифованной.

Оскар Уайльд . Писатель прославился своим нетрадиционным взглядом на вещи. Свой отъезд во Францию он объяснял нетерпимостью англичан к его особе и сам себе предрекал скорую кончину. В Париже он подхватил ушную инфекцию, перешедшую в острый менингит. На смертном одре Оскар больше уделял внимания обоям в гостиничном номере, чем своему здоровью: «Или я, или эти ужасные обои в цветочек».

Скончался Уайльд за месяц до наступления 1901 года. Вначале эпатажный писатель был погребён на кладбище Баньо, откуда его останки через 10 лет перекочевали на Пер-Лашез. Американский скульптор Джейкоб Эпстайн изготовил на могилу памятник в виде фигуры летящего сфинкса. Именно этот мифический персонаж стал объектом почитания множества поклонниц таланта драматурга. Белый мраморный камень постоянно покрывался поцелуями и признаниями в любви, написанными губной помадой. Чтобы прекратить подобные акты вандализма, постамент огородили стеклом. Но самых ярых поклонниц это не останавливает до сих пор.

Бытует также мнение, что прозрачный забор был установлен после того, как сфинкс потерял выдающуюся часть своего тела. Правда, злые языки утверждают, что утраченный фрагмент находится в кабинете главы некрополя: он им придерживает бумаги.

Склеп Демидовых . Расположен на улице Акаций. Экскурсоводы рассказывают истории о призраке княжны Демидовой, которая появляется ровно в полночь и гуляет по кладбищу. Среди парижан её именуют Пиковой дамой.

Гийом Аполлинер де Костровицки . Ещё при жизни автор эротической прозы мистифицировал своё появление на свет. Якобы, он был обнаружен подкинутым в Риме и только спустя несколько месяцев нашёл свою мать-польку. После безвременной кончины основателя современной поэзии последовала череда необъяснимых смертей его друзей и близких. Говорят, он до сих пор является к своим почитателям в виде призрака.

Алан Кардек . Настоящее имя – Ипполит Леон Денизар-Ривай или маркиз Риваль. Основатель спиритизма и исследователь психических явлений. На его могиле до сих пор можно встретить людей, заряжающих воду или записки исходящими от надгробного камня флюидами.

Памяти массовых захоронений

Помимо отдельных могил, на Восточном кладбище можно встретить постаменты, увековечивающие память множества погибших. Под каменным изваянием не всегда в действительности лежит прах чтимых людей. Впечатляет сам факт, что администрация некрополя с пониманием относится к жертвам массовых расстрелов и репрессий, погибшим на войне, участникам манифестаций и революций. Даже не зная, где лежат реальные останки, всегда можно прийти на Пер-Лашез и почтить усопших.

Среди известных памятных мест:

Памятник русским воинам, участникам французского Сопротивления.

Стена коммунаров. Вынесена за пределы кладбища, чтобы избежать коммунистических митингов.

Мемориал жертвам нацистских концлагерей (уч. 97).

Также на участке 97 можно встретить памятники тем самым людям, по вине которых осуществлялся геноцид времён Второй мировой войны. Скульпторы были безжалостны, изображая мучения, акты насилия и деградацию палачей.

Колумбарий

На участке 87 расположен кладбищенский Крематорий. Постройка была сооружена по подобию собора Святой Софии из Стамбула. Вверху здания можно увидеть те же минареты и купола, что и оригинала. Здесь кремировали тела многих известных личностей. В дальнейшем прах развеивали, помещали в нишу колумбария или предавали земле.

Айседора Дункан . Жена Сергея Есенина и прекрасная танцовщица погибла нелепой смертью. Край её шарфа попал в ось движущегося автомобиля, от чего произошло удушение. Говорят, что её словами перед последней поездкой были: «Прощайте друзья! Я иду к славе!»

Мария Каллас . Величайшая оперная певица греческого происхождения. Обладала универсальным голосом, которому были под силу арии различной сложности. К концу своей жизни страдала от дерматомиозита – заболевания голосовых связок. С этим связывают и изменение её тональности с сопрано на меццо-сопрано. Умерла в Париже не дожив до 54-летия. Останки были кремированы и помещены в нишу колумбария. После кражи и обратного возвращения урны, прах певицы был развеян над Эгейским морем. Сейчас в ячейке за мемориальной плитой стоит пустующая урна.

Нестор Махно . Украинский революционер и анархист окончил свои годы в изгнании. Тяжело страдая от полученных в прошлых боях ранений, умер в парижской больнице от костного туберкулёза. Тело было кремировано и размещено в ячейке колумбария под номером 6685.

Как добраться до кладбища Пер-Лашез

Восточный погост расположен в одноимённой части города. Попасть на его территорию можно с трёх станций метро:

Philippe Auguste . Непосредственно возле центрального входа в некрополь.

Père Lachaise . В радиусе 500 метров расположен боковой вход.

Gambetta . Вход неподалёку от могилы Оскара Уайльда.

Вход бесплатный. Часы посещения: с 8 утра до 6 вечера. Зимними днями ворота кладбища закрываются на полчаса раньше.

Возможно, вам будет интересно:

Кладбище Пер-Лашез в Париже (официальное название «Восточное кладбище») среди парижан именуется «городом мертвых».

По своему территориальному обустройству он очень похоже на город. По всей площади расположены усыпальницы – дворцы с искусно вырезанными узорами и фамильными склепами. Заблудиться в нём крайне сложно – свыше шести тысяч железных указателей помогут вам найти дорогу с любой его точки. Туристов привлекает атмосфера таинственности, но в то же время и необычайная красота кладбища. Пер-Лашез – это культурное достояние парижан, с богатой культурной и исторической значимостью.

Кладбище Пер-Лазеш не просто пристанище усопших. Многие люди приходят сюда, чтобы привести свои мысли в порядок, отдохнуть от шумной цивилизации или просто насладиться вечерней прогулкой по парку-кладбищу. Парижане проводят здесь уик-энды, играют с детьми, проводят ознакомительные экскурсии для подростков. Туристы преследуют совершенно иные цели – они расхаживают по всему кладбищу в поисках легендарных могил.

Легендарные могилы Пер-Лазеша

На момент основания, кладбище находилось вне города. Изначально, многие отказывались хоронить там усопших, избегая этого места. Чтобы придать ему рентабельности, в Пер-Лазеш перенесли останки Мольера и Лафонтена, а ближе к 1820 году перезахоронили Пьера Абелара и Элоизу (для парижан, они своеобразные Ромео и Джульета).

После подобных действий, место действительно приобрело свою значимость и популярность. Образовывали очереди на захоронение, про остальные кладбища люди не желали думать. Буквально за несколько лет численность захороненных возросла от нескольких десятков до 25 тысяч человек. Сейчас кладбище насчитывает около 980 тысяч могил, среди которых 18 фамильных склепов, 27 памятников выдающихся личностей и несколько архитектурных строений. К слову, их значение не могут объяснить сами горожане. Право на захоронение на кладбище Пер-Лазеш могут иметь исключительно парижане.

Кто еще захоронен на кладбище Пер-Лазеш в Париже? Многие известные поэты и авторы. К примеру, Оноре де Бальзак, Модильяни, Сара Бернар и многие другие. Есть несколько безымянных могил, которые несут в себе ряд вопросов без ответов. Оформление памятников искусное – проработана каждая деталь. Некоторые считают, что именно там захоронены все короли Франции начиная с 1820 века, иные – что «темные» личности, колдуны, которых запрещено было сжигать. Все эти факты придают кладбищу еще большую нотку таинственности, загадочности и своеобразного шарма.

Легенды восточного кладбища


Помимо рядовых «сказочек», которые пускают сами горожане, туристов манят устоявшиеся легенды о необычайных случаях исцеления, благодаря специальному обряду, выполнив который, можно получить желаемые результат.

Большинство туристов идут на последнее пристанище французского журналиста Виктора Нуара. Мужчины просят мужской силы, крепкого тела, ясного разума и твердого духа, а женщины – стать счастливыми матерями. Все дело в том, что по сказанию, когда его тело доставили в морг, «воскрес» его детородный орган.

Кладбище Пер-Лазеш может помочь влюбленным. Быть вернее, поможет могила Оскара Уальда. Легенда гласит: «прошепчи заветное, устами прикоснись к сфинксу на надгробии поэта и ожидай три дня – желание сбудется». Поэтому данное надгробие довольно актуально среди женщин. Также, к своему кумиру приходит множество людей нетрадиционной ориентации, для успеха в любовных делах. Каждый, кто желает стать счастливым, обязательно приходит к этой могиле.

Практическая информация

Адрес : 16 Rue du Repos, 75020 Paris, Франция.

Время работы : Посетить «город мертвых» можно ежедневно, с 8:00 до 18:00.

Вход абсолютно бесплатный. Рядом с входом расположена сувенирная лавка, где можно приобрести подробную карту со всеми описаниями, и литературу об истории кладбища и всех известных личностях, захоронённых на нем.

Как добраться, вам подскажет любой местный. Кладбище указано в любой городской карте, справочнике и прочей вспомогательной литературе. Если сесть в метро, то выйти стоит на станции Philippe Auguste, которая находится в непосредственной близости от могилы Оскара Уальда.

Не побывать на кладбище Пер-Лашез в Париже просто нельзя. Здесь многие найдут для себя интересное. Фотографы - красивые ракурсы, поклонники искусства - могилы кумиров, романтики будут просто гулять по улицам некрополя, на которых иногда даже можно заблудиться

Сначала я планировал бегло пробежаться по кладбищу, посетив могилы знаменитостей, но попав за ограду, понял, что торопиться здесь нельзя. Могилы Эдит Пиаф и Джима Моррисона, парижские легенды надгробия Оскара Уайльда, которое многие желают поцеловать. Наконец, захоронение композитора Шопена, музыка которого стала последней для многих, кто здесь лежит: он автор Похоронного марша. И многое другое. Сегодня - крупнейшее и самое красивое кладбище Парижа.


C погодой для съёмки не повезло, зато для прогулки в такое место - что надо. Пасмурно, между надгробиями гуляет ветер, со стуком закрывая открытые двери склепов, иногда начинается дождь. На Пер-Лашез всегда много народу, но видно погода всех испугала. Тем лучше



Фамильные склепы. Все разные, одинаковых не найти. В какую-то минуту на правый склеп садится чёрный грач, но снять его не успеваю, улетел



«Пер-Лашез (Pere-Lachaise)» переводится как «отец Лашез». Название идёт от священника Франсуа де ля Шеза, духовника Людовика XIV. Здесь стоял то ли его дом, то ли основанный им монастырь. Кладбище появилось чуть позже - землю под могилы приказал выделить Наполеон



Но парижане хоронить родных на тогда далёкой окраине города упорно отказывались. Кому захочется далеко ездить? Тогда был проведён пиар-ход: сюда «подселили» останки умерших знаменитостей, в том числе Бомарше и Мольера. Ход отлично подействовал, теперь здесь покоится множество людей. Склепы часто подписаны по фамилиям. Мох на крыше добавляет колорита и романтики



Надо сказать, состояние многих склепов не лучшее. Многие открыты, плиты разбиты





Валяется мусор



Здесь по запаху общественный туалет



Снаружи тоже иногда грустно



Встречаются разбитые витражи. Многие захоронения ещё позапрошлого века, ухаживать за ними уже некому



Посмотрим сначала на могилы знаменитостей, потом просто пройдёмся по улицам. Единственное захоронение, к которому не подойти близко, - Джима Моррисона. Как известно, лидер The Doors умер в Париже в 1971 году при загадочных обстоятельствах. Из версий - убийство, самоубийство и передоз. После смерти певца на его могиле фанаты начали устраивать пьянки и оргии, из-за чего захоронение обнесли забором. Правда забор останавливает не всех



Соседний склеп приспособили под «стену Моррисона». Ну как же без знаменитой «Light My Fire» («Зажги мой огонь») из дебютного альбома The Doors. По иронии судьбы, она же стала и последней песней, которую Джим исполнил со сцены



Эдит Пиаф



Музыка Фредерика Шопена была последней для многих лежащих здесь людей. Он автор «Сонаты для фортепиано № 2″, часть которой стала Траурным маршем. Под него же похоронили и самого композитора



Надгробие Оскара Уайльда с летающим сфинксом. Парижане любят рассказывать легенду, по которой каждый, кто поцелует его, никогда не потеряет свою любовь. В итоге к могиле началось паломничество, а саркофаг покрылся огромным слоем помады



Дальше - больше. Раньше у сфинска был ещё и половой орган. И если девушки целовали надгробие, то геи не стеснялись задействовать и его. Говорят даже о половых контактах. В итоге сфинска кастрировали, а само надгроие решили застеклить



Здесь можно увидеть и такой привычный нашему глазу памятник. В память русских, участников французского Сопротивления во Вторую мировую



Вообще, русский след на кладбище заметен. Могилу какого-то эмигранта венчает православный купол, вокруг всё засажено берёзами



На многих надгробиях мох

Кладбище Пер-Лашез находится в восточной части Парижа и известно здесь как Восточное кладбище. Это самый большой зелёный оазис французской столицы и один из крупнейших музеев над-гробной скульптуры под открытым небом площадью около 48 гектаров.

Раньше на этом месте был бедняцкий район, просто кишевший опасными преступниками, хитрыми проходимцами и развратными путанами. История кладбища берёт своё начало в 1430 году, когда на холме этого района богатый купец построил себе особняк, который со временем отошёл в собственность монастыря.

Впоследствии земля и Шарронский холм, на котором появилось кладбище, принадлежали ордену иезуитов, а местность была наречена в честь одного из отцов этого ордена Франсуа де ла Шеза, который был духовным наставником и исповедником Людовика XIV.

Дружбу короля и монаха орден использовал в корыстных целях, расширяя и облагораживая свои владения. Монашенский сад был украшен фонтанами, диковинными растениями и оранжереей. Со временем он превратился в место романтических встреч для светских слоёв общества.

Когда короля не стало, орден обанкротился, а монашеские земли были конфискованы и проданы на аукционе. Аристократические беседки, гроты и водопады были снесены или срыты, а сад перепланирован в английском стиле. На месте иезуитской обители была построена часовня, вокруг которой в дальнейшем появилось кладбище Пер-Лашез.

Кладбище было весьма удаленно от тогдашних границ города и на нём хоронили лишь местных бедняков. Чтобы повысить популярность в глазах более состоятельных граждан здесь перезахоронили останки Лафонтена, Мольера, Пьера Абеляра и других известных людей. Этот план оказался успешным и к 1824 году Пер-Лашез насчитывало 33 тысячи могил.

На протяжении следующих двух веков здесь хоронили выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, внёсших вклад в историю Франции. В настоящее время на кладбище покоится более 1 миллиона человек и вокруг него крутится множество слухов и легенд.

Говорят, что в заброшенных старинных склепах есть потайные ходы, по ночам тёмные культы проводят запрещённые законом и моралью обряды. Склеп княгини Демидовой пользуется отдельным вниманием и попасть в него стремятся не только сатанисты, но и любители экстремальных ощущений. По легенде княгиня в самое длинное полнолуние года покидает гроб и отслуживает чёрную мессу, участвовать в которой могут лишь преданные слуги дьявола.

Стоит заметить, что французской полицией задокументировано несколько случаев незаконного проникновения на кладбище в ночное время суток и каждый раз неуловимые нарушители растворялись на обширной территории словно призраки.

С первыми лучами солнца злые силы уходят в тёмные глубины кладбища и к Пер-Лашез начинают тянуться люди, нуждающиеся в помощи. Поверье о добрых духах стали здесь прописной истиной. Днём некоторые надгробные статуи лечат от недугов, заряжают энергией и решают земные проблемы. Но чтобы ощутить на себе необъяснимое воздействие этого места, нужно выбрать себе правильного покровителя и искренне попросить у него помощи.

Одни озвучивают просьбу словами, другие оставляют записку, третьи пишут послания в загробный мир на могильной плите. Никто не знает, когда появились эти странные традиции и почему они работают по сей день, принося желаемое страждущим. Образованная столетиями мистическая слава Пер-Лашез никогда не утихнет в рядах почитателей оккультных мест.